Новый кинофильм Натальи Назаровой, которая выступала сценаристом таких лента, как «Я останусь», «Дочь», «Балканский рубеж», «Бесы», «Измена» и других, вновь погружает зрителя в жуткие глубины российской провинции, где в планах оператора мелькают заброшенные дома, ветхие домишки и серая осенняя хмарь.
В небольшой провинциальный городок, где единственным предприятием осталось производство цветных карандашей, приезжает Антонина. Недалеко от города находится колония, где томится бедный супруг героини – известный художник, волею случая, ставший узником системы. Антонина решает бросить Санкт-Петербург и поселиться поближе к мужу, снимает небольшую комнату в городе и устраивается на работу учителем черчения и изобразительного искусства.
Естественно, самыми жуткими в этой картине показаны люди провинции, мальчик Миша, контролирующий младших учеников и требующий с них денег сразу становится главным антагонистом истории, не найдя общий язык с новой «училкой». А бедная экзальтированная Антонина пытается приучить детей к доброму, вечному и светлому, но вот только ее мнение не разделяют не только дети, но и коллеги-преподаватели, считающие детей – быдлом, а город – жуткой дырой, где все крутится по одному кругу и никто не в силах разорвать порочный круг и вырваться из оков нищеты ума.
История крайне показательна, особенно метафора с простыми карандашами, составляющими основу основ нашего общества. Естественно находятся в этом мире и талантливые дети, и бестолковые взрослые, и криминальный подтекст, но режиссер в конце оставляет зрителю надежду – надежду на благоприятный исход.
Скажу честно, что фильмы про русскую глубинку с их нищетой духа уже порядком всем надоели, как бесконечное продолжение Звягиновского «Левиафана» с беспробудной тоской и серостью. Если вы тоже устали, посмотрите лучше «Волшебника» или залипните в «Мстителей».