Несколько лет назад на одной из гаражных пьянок мой товарищ Андреич, вдруг ни с того ни с сего, сказал: "Хочу купить электрическую тачку". Ну хочет так хочет — кого в наше время можно удивить гибридом? Однако, выяснилось, что в планах у него купить Nissan Leaf, один из первых японских автомобилей с полностью электрическим двигателем. В голове сразу нарисовалась Tesla за нехилое количество бабла, поэтому я скептически глотнул пива, однако какого же было моё удивление, что японский электрокар уже здесь в России стоит 350–600 тысяч в зависимости от кузова, года выпуска и остаточной ёмкости высоковольтной батареи.
Немножко отвлечёмся на устройство Nissan Leaf. Во–первых, у него нет коробки передач, её функции выполняет одноступенчатый редуктор надёжный как слон. Во–вторых, весь крутящий момент доступен с 0 оборотов двигателя и до предельных 11 тысяч оборотов, обеспечивающий максимальную скорость в пределах 150 км/час. Естественно отклик при нажатии на педаль газа мгновенный. Разгоняется как сумасшедшая табуретка!
Мощность электромотора — 80 кВт (108 л/с), крутящий момент — 280 Н/м. Электромотор питается от высоковольтной батареи ёмкостью –24 кВт*час. В последних годах выпуска доступна увеличенная батарея на 30 кВт*час. На этом хватит теории, кому интересны ТТХ могут ознакомиться с ними в соответствующем разделе на дроме: https://www.drom.ru/catalog/nissan/leaf/
Итак, выяснилось, что экономия достигается не только за счёт того, что не нужно больше заезжать на заправки, но и за счёт того, что в авто нет масла для двигателя, свечей, катушек и прочей х..... в которой я мало разбираюсь.
Естественно, первым делом рождается закономерный вопрос. Какая нафиг экономия, если электричество стоит денег? Расскажу на примере своего Лифа. Остаточная ёмкость на моём семилетнем авто 65% — это достаточно мало, в том смысле, что обычно с Японии тащут авто с более хорошей батареей 80–90%. Это значит что вместо 24 кВт её ёмкость составляет примерно 15,5 кВт. Летом на этой ёмкости при экономной езде я могу проехать около 80–100 км. Электричество у нас в негазифицированных домах стоит 2,61 за кВт. Получается полная зарядка стоит около 40 рублей. Таким образом, 100 километров пути обходится мне менее 50 рублей. Можно, конечно, подключить двухзонный тариф и заряжать ночью по 0,88 рубля, но смысла я особого не вижу. Считайте экономию сами. В день я проезжаю 20–30 км. В месяц стал платить больше за электричество на 500–600 рублей. Раньше на дизельном джипе с двигателем TD27T заправлялся по 1000–2000 в неделю.
Теперь о ценах на машины. В принципе, вы всё сами можете увидеть по каталогу, выбрав свой город. Я взял с годовалым пробегом по Благовещенску за 350 тыс. рублей и как уже сказал выше с 65% SOH (8 из 12 имеющихся палок — индикация остатка ВВБ).
Короче, посмотрев на довольную рожу Андреича в течение нескольких лет, ездящем на Лифе, проанализировав свои передвижения по городу, я решился. Сразу хочу сказать, что с учётом нашей не шибко развитой инфраструктуры для электромашин — это машина для города. Да, я не могу уехать дальше, чем 100 км от города, либо вынужден искать розетку где–то по пути. Но каждый раз, когда я еду мимо Роснефти... о, это незабываемое чувство!
Теперь о приятном. Он абсолютно бесшумен. Лёгкое жужжание силового электроаппарата практически не слышан, есть специальная кнопка, которая включает специальный шум для пешеходов. Он разгоняется с охрененной динамикой и видеть лица удивлённых обладателей пацаномобилей — бесценно. Вообще, при езде на нём чувствуешь как будущее, про которое нам долго и упорно рассказывали фантасты, наступает. Вся эта цифровая экономика и вот это вот всё!
Теперь о зарядке. Самое удивительное, что это чудо узкоглазого автопрома заряжается от обычной домашней розетки 220В. Именно так я заряжался первые недели. Потом поехал в магазин, купил толстый медный кабель и вывел его через подъезд из щитка с отдельного автомата в аккуратную коробочку с ключом и замочком. Потребляет зарядное устройство 16 ампер, поэтому желательно сделать сразу нормальную проводку. Полная зарядка занимает около 6–8 часов. Есть ещё возможность быстрой зарядки CHADEMO, но в нашей области они только в проекте.
Следующий закономерный вопрос, который все задают: а зимой? Конечно, в холодное время года обогрев салона, который обогревается "феном" существенно сокращает пробег, плюс сама ВВБ несколько теряет ёмкость. Сейчас у нас в городе около 170 лифов. Примерно сотня входит в местный AMURLEAF, и почти все ездят зимой и не консервируют машину на зимние месяцы.
Я езжу на Лифе с мая, т.е. фактически пять месяцев. Пока что ощущение от того, что я невъебенно сохраняю озоновый слой (Привет, Гретта!), а также ежемесячная экономия на топливе перевешивают все потенциальные минусы от зимнего периода. В конце концов, в случае чего, просто поставлю её в гараж на зарядку и буду передвигаться на такси в самые холодные месяцы или уеду зимовать в тёплые страны (вру, конечно).
Время подвести итоги:
Безусловно, это отличный вариант и для окружающей среды и скорее всего за ними будущее. Вложив чуть больше денег в два–три раза, получим соответствующий пробег — машина, которая стоит 600 тысяч проедет уже 200 км Лиф в кузове ZE1 — второго поколения за миллион — 300–400 км. В настоящий момент, Лиф идеален как вторая машина в семье для передвижений по городу или на участках за пределами города, оборудованных станциями быстрой зарядки. В суровых зимних условиях при температурах ВВБ ниже 27 возникнут проблемы, однако, есть способы утепления ВВБ, установки дополнительного обогрева и т.п. Кстати, в Амурской области с 2019 года отменили транспортный налог для электричек!
Денис, Благовещенск