Наибольшие темпы роста и развития наблюдаются у деток до годовалого возраста. Мамы и папы практически ежедневно могут замечать все новые и новые умения своего карапуза. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, однако специалистами выявлены наиболее общие закономерности, в соответствии с которыми приобретаются детьми новые навыки. Также врачами разработаны и таблицы роста и веса для младенцев до года по месяцам. Отслеживание развития малыша позволяет делать выводы о своевременности и гармоничности его развития.
Что делает новорожденный до месяца?
Младенец до достижения им месячного возраста практически постоянно спит: вполне нормально, если малыш спит по 20 часов в сутки. В перерывах между сном кроха кушает. В настоящее время педиатры сходятся во мнении, что ребенка нужно кормить по требованию, а не как в советское время – по часам. Хотя элементы режима должны также присутствовать, - младенцу вредно не есть более 3,5 часов, поэтому, если ребенок спит дольше этого времени, необходимо разбудить его и покормить.
Это правило не касается ночного сна. Ночью малыш имеет право поспать подольше.
Дети в первый месяц жизни только адаптируются к проживанию вне мамы. Важно позаботиться об оптимальных условиях для ребенка: нужно, чтобы ему было тепло, сухо, сытно и спокойно.
Первый месяц малыш проводит в специфическом положении: он стремиться принять положение эмбриона. Такое состояние называют физиологическим гипертонусом. Мышцы пока плохо развиты, поэтому ребенок еще не удерживает голову и не контролирует своих движений, которые проявляются в виде эпизодических подергиваний конечностей.
Зрение и слух тоже пока еще не развиты: видеть предметы ребенок может только не дальше четверти метра, а на звуки, даже громкие, не обращает внимания вовсе. К концу первого месяца жизни малыш приобретает способность переводить взгляд и может следить за предметами. Установлено, что цветовое восприятие начинается с красного цвета. Также к концу первого месяца у ребенка появляется реакция на звуки.
К исходу первого месяца можно уже проводить развивающие занятия с малышом:
· развитие зрения: перемещение перед глазами на расстоянии 30 см красного предмета;
· развитие слуха: перемещение погремушки от одного уха к другому так, чтобы ребенок поворачивался на звук.
Еще одной особенностью новорожденных является наличие у них специфических рефлексов, которые должны самопроизвольно исчезнуть к четырехмесячному возрасту (при нормальном развитии):
· рефлекс сосания – сосание помещенных в рот предметов;
· подошвенный – отдергивание стопы при проведении по ней;
· плавательный – плавательные движения при опускании в воду;
· хватательный – сжимание ручки в кулак при помещении в нее какого-либо предмета;
· хоботковый – поиск предмета, приложенного к щеке, сложенными в трубочку губами;
· шагательный – перемещение ног «шагами» при постановке с поддержкой на ровную поверхность.
Для развития мышц в этом возрасте необходимо класть малыша на живот как можно чаще. Это укрепить его шейку, плечики и пресс, а также будет стимулировать к обучению переворачиванию и ползанию.
Что умеет двухмесячный малыш?
Довольно важное новое умение: ребенок теперь может не спать почти целый час. Теперь малыш может видеть на расстоянии до полуметра и слышать звуки. Появляется способность разглядывать предметы в течение некоторого времени (около четверти часа), поэтому на это время ребенок может занять себя сам, рассматривая крупные яркие предметы. В этом возрасте уже можно повесить в кроватку мобиль, он чрезвычайно нравится детям.
Мышцы ребенка продолжают развиваться, он осваивает новые моторные навыки:
· поднятие и удержание головы;
· попытки переворота с боков на спину;
· усовершенствование движений рук.
Также дальнейшее развитие получает и эмоциональная сфера:
· возникает «комплекс оживления» - малыш особым образом реагирует на маму;
· появляется узнавание родных;
· появляется произвольная улыбка;
· ребенок начинает гулить.
Постоянное общение с малышом способствует развитию речевого навыка.
Умения малышей в возрасте трех месяцев
К трехмесячному возрасту дети могут следующее:
· удерживать голову;
· поднимать и некоторое время держать плечи над ровной поверхностью в положении на животе;
· брать и удерживать в ручках игрушки;
· отправлять в рот все заинтересовавшие предметы;
· смеяться;
· гулить;
· подражать выражению лица мамы и папы.
Какие навыки имеются у ребенка четырех месяцев от роду
Четырехмесячный малыш может:
· удерживать голову и поворачивать ее в поиске интересующего звука или предмета;
· приподниматься на руках в положении на животе;
· перемещаться путем переворачивание на живот и на спину;
· ползать;
· хватать интересующие предметы;
· произносить слоги;
· интересоваться собой в зеркале;
· узнавать маму и папу, других родственников.
В этот период ребенок активно двигается, поэтому очень важно не оставлять его одного и следить, чтобы он не упал, например, с пеленального стола либо дивана.
Что умеют делать пятимесячные дети?
В возрасте пяти месяцев навыки, приобретенные малышом ранее, в значительной степени совершенствуются:
· ребенок уже уверенно поворачивается и на живот, и на спинку, и на бока;
· может приподняться на руках из положения лежа на животике;
· если поддерживать за подмышки, то малыш может стоять;
· дотягивается до собственных пальцев ног, может помещать их в рот;
· может выражать свои эмоции;
· требует внимания родителей.
В этот период важно продолжать формирование речевых навыков, очень полезным будет читать ребенку книжки и показывать картинки, попутно рассказывая, что на них изображено.
Конечно, не существует однозначно установленных норм, четко регламентирующих возраст приобретения того или иного навыка. Все возрастные нормы весьма и весьма условны. Педиатры считают, что возникновение и закрепление в определенные возрастные промежутки определенных навыков свойственно 95 процентам здоровых нормально развивающихся детей (см. таблицу, разработанную ВОЗ):
Итак, все возрастные нормы условны, опираться на них при оценке развития ребенка следует лишь в комплексе с остальными показателями. Время возникновения и длительность формирования того или иного навыка очень индивидуальны. Поэтому не стоит волноваться о своевременности появления различных умений, ребенок развивается в собственном ритме.