Найти тему
Совунья

Как растет кроха: навыки первых пяти месяцев

Оглавление

Наибольшие темпы роста и развития наблюдаются у деток до годовалого возраста. Мамы и папы практически ежедневно могут замечать все новые и новые умения своего карапуза. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, однако специалистами выявлены наиболее общие закономерности, в соответствии с которыми приобретаются детьми новые навыки. Также врачами разработаны и таблицы роста и веса для младенцев до года по месяцам. Отслеживание развития малыша позволяет делать выводы о своевременности и гармоничности его развития.

Что делает новорожденный до месяца?

Младенец до достижения им месячного возраста практически постоянно спит: вполне нормально, если малыш спит по 20 часов в сутки. В перерывах между сном кроха кушает. В настоящее время педиатры сходятся во мнении, что ребенка нужно кормить по требованию, а не как в советское время – по часам. Хотя элементы режима должны также присутствовать, - младенцу вредно не есть более 3,5 часов, поэтому, если ребенок спит дольше этого времени, необходимо разбудить его и покормить.

Это правило не касается ночного сна. Ночью малыш имеет право поспать подольше.

Дети в первый месяц жизни только адаптируются к проживанию вне мамы. Важно позаботиться об оптимальных условиях для ребенка: нужно, чтобы ему было тепло, сухо, сытно и спокойно.

Фото из сети интернет
Фото из сети интернет

Первый месяц малыш проводит в специфическом положении: он стремиться принять положение эмбриона. Такое состояние называют физиологическим гипертонусом. Мышцы пока плохо развиты, поэтому ребенок еще не удерживает голову и не контролирует своих движений, которые проявляются в виде эпизодических подергиваний конечностей.

Зрение и слух тоже пока еще не развиты: видеть предметы ребенок может только не дальше четверти метра, а на звуки, даже громкие, не обращает внимания вовсе. К концу первого месяца жизни малыш приобретает способность переводить взгляд и может следить за предметами. Установлено, что цветовое восприятие начинается с красного цвета. Также к концу первого месяца у ребенка появляется реакция на звуки.

К исходу первого месяца можно уже проводить развивающие занятия с малышом:

· развитие зрения: перемещение перед глазами на расстоянии 30 см красного предмета;

· развитие слуха: перемещение погремушки от одного уха к другому так, чтобы ребенок поворачивался на звук.

Еще одной особенностью новорожденных является наличие у них специфических рефлексов, которые должны самопроизвольно исчезнуть к четырехмесячному возрасту (при нормальном развитии):

· рефлекс сосания – сосание помещенных в рот предметов;

· подошвенный – отдергивание стопы при проведении по ней;

· плавательный – плавательные движения при опускании в воду;

· хватательный – сжимание ручки в кулак при помещении в нее какого-либо предмета;

· хоботковый – поиск предмета, приложенного к щеке, сложенными в трубочку губами;

· шагательный – перемещение ног «шагами» при постановке с поддержкой на ровную поверхность.

Для развития мышц в этом возрасте необходимо класть малыша на живот как можно чаще. Это укрепить его шейку, плечики и пресс, а также будет стимулировать к обучению переворачиванию и ползанию.

Фото из сети интернет
Фото из сети интернет

Что умеет двухмесячный малыш?

Довольно важное новое умение: ребенок теперь может не спать почти целый час. Теперь малыш может видеть на расстоянии до полуметра и слышать звуки. Появляется способность разглядывать предметы в течение некоторого времени (около четверти часа), поэтому на это время ребенок может занять себя сам, рассматривая крупные яркие предметы. В этом возрасте уже можно повесить в кроватку мобиль, он чрезвычайно нравится детям.

Мышцы ребенка продолжают развиваться, он осваивает новые моторные навыки:

· поднятие и удержание головы;

· попытки переворота с боков на спину;

· усовершенствование движений рук.

Также дальнейшее развитие получает и эмоциональная сфера:

· возникает «комплекс оживления» - малыш особым образом реагирует на маму;

· появляется узнавание родных;

· появляется произвольная улыбка;

· ребенок начинает гулить.

Постоянное общение с малышом способствует развитию речевого навыка.

Умения малышей в возрасте трех месяцев

К трехмесячному возрасту дети могут следующее:

· удерживать голову;

· поднимать и некоторое время держать плечи над ровной поверхностью в положении на животе;

· брать и удерживать в ручках игрушки;

· отправлять в рот все заинтересовавшие предметы;

· смеяться;

· гулить;

· подражать выражению лица мамы и папы.

Фото из сети интернет
Фото из сети интернет

Какие навыки имеются у ребенка четырех месяцев от роду

Четырехмесячный малыш может:

· удерживать голову и поворачивать ее в поиске интересующего звука или предмета;

· приподниматься на руках в положении на животе;

· перемещаться путем переворачивание на живот и на спину;

· ползать;

· хватать интересующие предметы;

· произносить слоги;

· интересоваться собой в зеркале;

· узнавать маму и папу, других родственников.

В этот период ребенок активно двигается, поэтому очень важно не оставлять его одного и следить, чтобы он не упал, например, с пеленального стола либо дивана.

Что умеют делать пятимесячные дети?

В возрасте пяти месяцев навыки, приобретенные малышом ранее, в значительной степени совершенствуются:

· ребенок уже уверенно поворачивается и на живот, и на спинку, и на бока;

· может приподняться на руках из положения лежа на животике;

· если поддерживать за подмышки, то малыш может стоять;

· дотягивается до собственных пальцев ног, может помещать их в рот;

· может выражать свои эмоции;

· требует внимания родителей.

В этот период важно продолжать формирование речевых навыков, очень полезным будет читать ребенку книжки и показывать картинки, попутно рассказывая, что на них изображено.
Фото из сети интернет
Фото из сети интернет

Конечно, не существует однозначно установленных норм, четко регламентирующих возраст приобретения того или иного навыка. Все возрастные нормы весьма и весьма условны. Педиатры считают, что возникновение и закрепление в определенные возрастные промежутки определенных навыков свойственно 95 процентам здоровых нормально развивающихся детей (см. таблицу, разработанную ВОЗ):

Таблица развития детей от рождения до 1 года
Таблица развития детей от рождения до 1 года

Итак, все возрастные нормы условны, опираться на них при оценке развития ребенка следует лишь в комплексе с остальными показателями. Время возникновения и длительность формирования того или иного навыка очень индивидуальны. Поэтому не стоит волноваться о своевременности появления различных умений, ребенок развивается в собственном ритме.