Номенклатурная элита СССР, поставив в 1964 г. Л.И.Брежнева во главе партии, на некоторое время вздохнула спокойно. После беспокойного Никиты Сергеевича Хрущева. В силу покладистого характера, понимая, свои ограниченные способности, Брежнев сумел создать относительно комфортную атмосферу в руководстве страны: постепенно устранил критику Сталина, наладил отношения с силовыми ведомствами, с национальными регионами, восстановил ликвидированные Хрущевым министерства, административно-территориальные образования, попытался успокоить сельское хозяйство страны (после кукурузного аврала), и т.д.
Главное, Брежнев сумел сгладить на время клановые группировки и карьерные противоречия высшего эшелона: Политбюро и ЦК КПСС.
Успокоив власть и страну после хрущевского правления, Брежнев остановился в экономическом и политическом развитии СССР: был неспособен к переменам сам, и не позволил проведение экономических реформ Косыгину.
Как в Китае того времени гений Дэн Сяопина сдерживался авторитарной волей Мао, так в СССР реформаторские новации Косыгина сдерживались безволием Брежнева.
Но слабому Брежневу и его окружению исторически "повезло". Уходила эпоха великих политиков: Черчилля (Англия); Ш. де Голля (Франция); Аденауера (ФРГ). В Югославии пока бодрствовал Тито.
На смену политическим гигантам на мировую арену выходили "гномы".
Кто вспомнит лидеров США или европейских государств конца 20 и начала 21 века? Если и вплывут имена, то не сами по себе, а в связи с внешними знаковыми событиями. Отлаженный баланс разделения власти на Западе, не сильно зависел от способностей лидеров. Это, в свою очередь, обусловливало внутреннюю стабильность в обществе.
В СССР такой баланс отсутствовал. Благополучие внутри страны было лишь внешним. Постепенно и неуклонно подрывалось стагнацией, а потом и падением экономических показателей.
И социального достатка. К началу 80-х около 20% внутреннего национального продукта уходило на вооружение и оборону.
Стареющему советскому руководству, так и не выработавшему процедуры своей планомерной замены, приходилось иметь дело с собственной экономикой, не способной создать нормальные условия существования государства.
А к 1980 году, политика и экономика СССР оказались дряхлыми и в физическом и в относительном смыслах. В 1982 г. из 14 членов Политбюро умерли двое: Суслов (1902-1982) и Брежнев (1906-1982 ) Остальные были в таком же плачевном возрасте и физическом состоянии, или чуть моложе (Романов).
К этому времени власть СССР перестала замечать, что страны СЭВ в производстве продукции народно-хозяйственного назначения, постепенно выходят из единой с СССР кооперации и больше кооперируются между собой. От СССР сохранялась зависимость ресурсная и кредитная.
Немощная власть СССР не заметила, что руководители США постепенно утратили авторитет в европейских государствах и ряде других стран.
В СССР не воспользовались этим политическим обстоятельством.
Тот же Рейган, которого числят похоронщиком СССР, таковым не был. Уличенный во лжи, Рейган чуть было не потерял президентство в своей стране.
А когда попытался помешать строительству газопровода из СССР в Европу и ввел санкции против ряда стран, те его вовсе проигнорировали.
В итоге, возвращаясь к неоднократно высказанному: сила государства, уважение к государству, его внешней политике, основаны исключительно на внутреннем благополучии страны, на развитой экономике, устойчивых финансах и доверии народа.
Внешние обстоятельства при этом имеют лишь факультативное значение.
К началу явления М.С.Горбачева во власти СССР, сработали вторые грабли.
Страна заваливалась, но пока держалась, как единый СССР.
Продолжение в следующей статье.
Подписывайтесь, откликайтесь, с уважением, автор.