Приветствую, с Вами Баечник!
Продолжаю напоминать о наиболее интересных моментах жизни великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, о его трагической судьбе и о легендах, связанных с ним.
Рекомендую ознакомиться с первой часть статьи.
Внимание – данная статья не является научной, не доверяйте автору!
Великий князь Андрей Боголюбский – человек неординарный, опередивший свое время на минимум пару столетий, сиял маяком надежды и развития во тьме кровавых междоусобиц. С княжеской руки поощрялось развитие ремесел, торговли, науки – благодаря этому Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших княжеств Руси и одной из точек кристаллизации Российского государства.
Владимиро-Суздальское княжество при его правлении стало Великим (официальный титул). Грамотное заключение союзов и торговых соглашений существенно улучшило экономическое положение, а практически единоличное правление позволяло эффективно и оперативно решать важные вопросы любого характера.
В своем правлении княже опирался на младшую дружину – прообраз бедующих дворян и помещиков, которым за службу давалось владение землей. Но князь, в отличие от правителей последующих, передавал земли в «условное» владение, то есть существовала возможность возврата земель под прямое правление Великого князя.
Не брезговал перенимать удачный иноземный опыт как научно-производственный, так и политический. Например, приглашались ремесленники из Европы и Византии, для работ и принятия опыта.
А если вспомнить о политических контактах c Фридрихом Барбароссой - королем Германии и Императором Священной Римской империи…
Несколько слов о наплечниках Боголюбивого князя.
Практически вся деятельность Андрея Юрьевича была направлена на усиления самовластия - предвестие зарождающегося самодержавия централизованного русского государства, для предотвращения между усобиц и эффективной защиты подданных от разного рода угроз (войны, набеги, голод, разбойники и другие напасти).
И не стоит забывать о набожности князя – в той же Церкви Покрова на Нерли главным украшением было изображение царя Давида (библейский сюжет) гласившее о идеи самодержавия и божественности царствования, которое могло объединить и создать государство.
Данные факты вызывали зубной скрежет и яростное сопротивление бояр – привыкших ничего не делать и упивавшихся собственным положением и властью. При слабом князе бояре сами себе князья.
Ну а посудите сами, какой-то полукровка-выскочка, с неуемной кипучей деятельностью с иноземцами общается, соглашения соглашает, торгует, строительства ведет и ко всему к этому еще книги читает! Чего ему на печке с девками не сидится?! О, опять войной на булгар пошел… А с нас еще и войска требует и деньги! Нет бы с челяди собирал, так нет бережет их … Тьфу на него!
А тут князь начал мутить воду с системой наследования… Видя причину нестабильности и междоусобиц в лествичной системе наследования, Андрей Юрьевич разработал и предлагал другим княжествам прямое наследование от отца к старшему сыну. То есть никакого шатания князей по Руси, никаких распрей между братьями и как следствие усиления централизации власти как в отдельном княжестве, так возможно в дальнейшем в едином государстве.
Но, к сожалению, идеи Андрея Юрьевича слишком сильно опередили свое время и привели к боярскому заговору, во главе которого стояла его жена Улита Степановна Кучко и ее родственники с подвижниками.
Подготавливая материал, у меня из головы не выходила одна из басен А.И. Крылова – «свинья под дубом». Бояре подобно свиньям пожирали желуди, но не понимая, что это результаты тяжких трудов Великого князя - что увеличившиеся подати результат увеличения численности населения Владимирщины, так как голод и набеги соседей, особенно кочевников уже не так терзали челядь.
Но им было плевать, их волновали только собственная вольница, собственные сокровищницы и закрома. Видя угрозу своему положению, но боясь проводить открытый бунт (понимая, что их никто не поддержит) решились только на подлое убийство.
Являясь родственниками Великого князя, они часто бывали в его дворце, не говоря о замке. Убийство было подготовлено по всем правилам – подкуплена часть стражи и даже ключник Анбал (ключник имеет ключи от всех дверей и в отсутствие хозяина управляет дворцом и замком). Анбалом из княжеской опочивальни было выкрадено оружие Андрея Юрьевича - меч святого Бориса – по народной молве делающий своего законного владельца почти непобедимым.
Первым делом заговорщики спустились в подвалы, отравили питье для не подкупленной стражи, а сами «накушались зелена вина» - видимо заливали страх и икали в этом храбрость, в то время как честные войны гибли от их коварства.
Пьяной гурьбой бояре «прокрались» к опочивальне шестидесятилетнего князя, постучались и один из них назвался Прокопием – доверенным слугой князя. Видимо в пьяных головах, да еще и со страху родилась «гениальная» идея выманить князя из спальни в их загребущие лапы.
На что через дверь Боголюбивый князь ответил «Нет, это не Прокопий!» и возможно еще что-то неприятное, так как бояре очень обиделись и начали вырубать дверь.
Найдя только пустые ножны, княже взял в руки тяжелы табурет (или стул) и встретил врагов в открытом бою. Он одолел (фатально) троих, прежде чем получил тяжелую рану и пал, роняя с собой еще одного убийцу. Видимо хорошо «накушавшиеся» бояре случайно убили своего соучастника, и посчитали что вместе с ним убил и Андрея Юрьевича.
Дальнейшие действия в народной молве разнятся: кто-то говорит, что бояре кинулись грабить сокровищницу, а кто-то говорит, что напуганные до полусмерти (и сырых штанов) яростным отпором старого князя заговорщики поплелись в погреба заливать страх.
Очнувшийся под телом своего врага князь, понимая, что дело худо - он тяжело ранен и оружия нет, начал выбираться из своего дворца. Но шатающийся по дворцу заговорщик обнаружил кровавый след, оставленный Великим князем Владимирским.
Его настигли, по легенде, последними словами Боголюбивого князя были: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!».
Что ж думаю на сегодня достаточно рассказывать байки. Благодарю за просмотр! Подписывайтесь на канал! Ставьте лайк!
В следующей статье я расскажу о событиях, произошедших после смерти Великого князя Андрея Юрьевича и о судьбе его подлых убийц.