Найти тему
GSergey

Гараж последнего Российского Императора

Здравствуйте уважаемые читатели.

Каждый правитель, так или иначе, коллекционировал различные предметы, вызывавшие особый интерес и трепет. Собрание последнего Российского Императора Николая II вполне соответствовало духу времени.

Николай ІІ стал первым правителем Российской Империи, сменившим конную тягу на лошадиные силы механических транспортных средств. Естественно, с каждым новым руководителем их машины становились все более роскошными – и все меньше похожими на те, которыми пользовались рядовые граждане.

Delaunay-Belleville и два автомобиля Mercedes. Поездка Царской семьи в Германию, 1910 год.
Delaunay-Belleville и два автомобиля Mercedes. Поездка Царской семьи в Германию, 1910 год.

Согласно сведениям очевидцев, автомобилями императора заразил князь Н. Ф. Орлов, который начиная с 1903 года регулярно приезжал на аудиенции к Николаю на собственной машине. Любящий различные технические новинки, Николай быстро оценил преимущества «самохода» и некоторое время арендовал машину князя и его самого в качестве водителя при поездках. Этим автомобилем был Delaunay-Belleville.

Однако стоит упомянуть о том, что правильный пример Николаю подала его мать, императрица Мария Федоровна. Уже в 1902 году она приобрела свой первый собственный автомобиль, который прослужил ей целых 10 лет.

Осенью 1905 года Николай II уже сам решает приобрести свои первые автомобили. Их приобретение из-за сокращения бюджета императорского двора, да и в связи с отсутствием такой статьи затрат как «Автопарк» проходила по статье «Непредвиденные издержки». Покупку первых французские машины высшего класса «Делоне-Бельвиль» было поручено князю Н. Ф. Орлову.

Delaunay-Belleville
Delaunay-Belleville

Шасси их были закуплены в Германии, а двигатели и трансмиссии закупались во Франции. Воедино машины собирались на петроградском заводе «Людвиг Нобель», так что отчасти первые в истории автомобили первого лица государства можно считать отечественными. В 1906 году гараж пополнился еще одним «Делоне» и тремя «Мерседесами» с разными кузовами.

Среди требований императорского гаража к французским авто были – двойные тяги рулевого управления, запуск двигателя с рабочего места водителя, двойная система зажигания (с магнето и прерывателем), дисковое сцепление, плавное торможение и бесшумное трогание.

Стоит отметить, что французские инженеры неплохо поработали над императорским «Делоне». Фишкой царских лимузинов была пневматическая система автомобиля, которая объединяла пуск и торможение двигателя, подкачку шин, пневмосигнал и даже домкрат. Интересно, что вместо электростартера с обгонной муфтой для проворачивания двигателя при старте в цилиндры через особое устройство подавался сжатый воздух. Он толкал поршни и раскручивал коленчатый вал до нужных оборотов. В этот момент водитель перекрывал подачу сжатого воздуха, взамен открывал доступ топливу и включал зажигание.

Крымские прогулки
Крымские прогулки

Однако для автопарка требовались гаражи. Их строительство началось уже в конце 1905 — начале 1906 года в Царском Селе и Петергофе. К весне 1911 года построили гараж на 25 авто и в Ливадии — для нужд двора во время пребывания в Крыму.

Гараж в Царском Селе
Гараж в Царском Селе

В Императорском гараже сразу сложились три группы автомобилей. В первый разряд — для самой царской семьи — вошли автомобили лучших европейских производителей: немецкие Мегсеdes, французские Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot.

В 1911 году для императора были закуплены два Rolls-Royce "Серебряный призрак". Этот автомобиль позиционировался как "лучший в мире". Такое название было выбрано из-за покраски в серебристый цвет и покрытия серебром отдельных деталей кузова, также из-за очень тихой работы двигателя. Это была очень надежная машина для очень богатых людей.

К началу 1916 года "императорский разряд" насчитывал 9 автомобилей, а общее количество более 25 единиц.
К началу 1916 года "императорский разряд" насчитывал 9 автомобилей, а общее количество более 25 единиц.

Интересно, что уже в ту пору существовал сегмент роскошных автомобилей повышенной проходимости. Только это были не полноприводные внедорожники, а полугусеничные автомобили. Именно Адольф Кегресс (личный шофер императора) сконструировал несколько полугусеничных машин, на которых Николай катался по заснеженным полям, ни разу «не застрявши», о чем отмечал в своем дневнике. Это автомобиль Руссо-балт C24-30.

Руссо-балт C24-30 из гаража Николая II
Руссо-балт C24-30 из гаража Николая II

Гараж Его Величества обслуживало более 80 водителей, а ближайшее окружение императора пользовалось пятью десятками машин. Некоторое количество автомобилей находилось в Крыму (в Ливадии), в Зимнем дворце и в Петергофе, но основная часть – в Царском селе.

Выделяться первые автомобили страны должны были не только за счет мощных моторов и роскошных кузовов. Идея красивых и особенных номерных знаков, оказывается, появилась более сотни лет назад. Летом 1908 года князья Романовы подняли вопрос о специальных номерах, чтобы иметь право передвигаться в Царском Селе и Петергофе быстрее дозволенных 15 верст в час. Только в 1911 году был принят стандарт особых спец номеров. На дощечку синего цвета белым наносилась императорская корона и буква «А». Машины, обслуживающие непосредственно императора, номерных знаков не имели вовсе.

Специальные закрытые вагоны
Специальные закрытые вагоны

Как и современные первые лица государства, Николай регулярно выезжал за границу с официальными и приватными визитами. Тогда, как и сейчас, визиты обеспечивались на высшем уровне, и личные автомобили также брали с собой. Впервые это произошло в 1910 году при поездке в Германию на лечение Александры Федоровны. Четыре автомобиля (по паре Mercedes и Delaunay-Belleville) были отправлены железной дорогой, для них были переоборудованы специальные закрытые вагоны. Всего изготовили два вагона, каждый длиной 20 м.

Peugeot Bebe
Peugeot Bebe

Понимая ценность своей персоны для жизни государства, император никогда лично за руль не садился и всегда пользовался услугами профессионального шофера. А вот самый младший в венценосной семье – цесаревич Алексей – неплохо управлял компактным родстером Peugeot Bebe с 10-сильным бензиновым двигателем, который был подарен ему бабушкой, Марией Федоровной по представлению Князя Орлова.

Николай II оставил своим "преемникам" роскошную коллекцию лучших на то время автомобилей. По существующим на сегодняшний день оценкам, их общая стоимость (в ценах 1913 года) на 1917 год составляла около 1 млн руб. Капитал Русско-Балтийского вагонного завода оценивался в 9,6 млн руб., а розничная цена относительно небольшого легкового автомобиля составляла тогда около 5 тыс. руб.

На этом всего вам хорошего и удачи на дорогах.