Название «Мертвая рука» появилось еще во второй половине ХХ века с подачи американцев. На английском Dead Hand буквально и означает «Мервая рука» (кстати, США первыми начали разработку такой системы). У этого выражения есть и другие значения — например, «машина Судного дня». Есть и официальное российское название — «Периметр». А на военном языке — это комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом, созданный в СССР в разгар холодной войны.
Представьте себе такую картину. США с суши, с моря, с воздуха нанесли массированный ядерный удар по России. Он, безусловно, для России не станет внезапным. У нас есть системы предупреждения о ракетном нападении. Они уже после старта американских ракет в направлении России подадут сигнал тревоги. Сигнал этот мгновенно поступит в Центр управления обороной страны. А оттуда — на «ядерный чемоданчик» начальника Генштаба. Он передаст этот сигнал на такой же «ядерный чемоданчик» министра обороны. И уже тот — президенту, Верховному главнокомандующему. Президент нажмет красную кнопку — и все российские ядерные силы будут использованы для ответного удара по США.
Но это — в идеале. Потому что в действительности все может сложиться иначе. Скажем, не все американские ядерные ракеты смогут быть сбиты нашими системами противоракетной и противовоздушной обороны. Какая-то часть достигнет целей, назначенных Пентагоном для уничтожения в России. Ни для кого давно не секрет, что этими целями будут Кремль, правительство, Минобороны и Генштаб, пункты управления военных округов и флотов, позиции Ракетных войск стратегического назначения, важнейшие авиа- и военно-морские базы. Города, где есть важнейшие оборонные объекты. Представим: страна парализована. Что дальше? А дальше — возмездие. Автоматически включается система «Периметр».
Система «Периметр» предназначена для гарантированного доведения боевых приказов до «оставшихся в живых» командных пунктов и отдельных пусковых установок Стратегических ядерных сил России наземного, воздушного и морского базирования (супостат все их уничтожить не сможет). Часть ядерных ракет с заранее введенными в них полетными заданиями по-прежнему будет стоять на боевом дежурстве. И не только в шахтах, но и на мобильных пусковых установках. Часть будет находиться на борту атомных подлодок. Еще часть — на уцелевших после атаки США стратегических бомбардировщиках и истребителях, оснащенных гиперзвуковым комплексом «Кинжал» (с ядерной боеголовкой). Добавим и океанскую многоцелевую систему «Статус-6» (сейчас у нее уже другое имя). Она способна идти к заданной цели на километровой глубине.
И пока еще будет оседать атомная пыль после американских ядерных ударов по России, из секретной шахты взлетит «командная ракета». Она по спецкоду выдаст всем нашим уцелевшим межконтинентальным ракетам приказ для удара по целям в США. Для выдачи полетного задания ракете на случай ответного удара по стране-агрессору нужны секунды. Точки прицеливания заранее отработаны в электронных мозгах наших ракет.
Да, не все ядерные боеголовки прорвутся через систему ПРО США к назначенным целям. Но и тех, что прорвутся, достаточно, чтобы на месте Штатов остался пролив между южной Канадой и северной Мексикой… Это и будет Судный день.
По расчетам наших специалистов, для нанесения уничтожающего ответного удара по Америке России вполне хватит 200 ядерных боеголовок (а у нас их больше 1500).
Перед запуском ответного удара, системой должны провериться четыре «если»:
Если система бы активировалась, то она определила бы, использовалось ли ядерное оружие на просторах СССР;
Если бы это было так, системой проверилась бы связь c Генштабом;
Если бы связь была, то системой производилось автоматическое отключение. Через некоторое время — от 15-ти минут до 1-го часа, которые прошли без намеков на атаку, она предположила бы, что перечень официальных лиц, способных отдать приказ об ударе, по-прежнему на месте;
Если бы связь отсутствовала, «Периметром» принялось бы решение о наступлении «Судного дня», и тут же он отдал бы права по принятию этого решения любому, кто тогда мог пребывать в глубоком и защищенном бункере, обходя обычные многочисленные инстанции.
Система работает и после развала СССР. Но немного в улучшенном виде. И когда появится необходимость, она выполнит свое предназначение.
В то же время, США разворачивают на космических орбитах сеть спутников Судного дня. Эти спутники являются страховкой на случай ядерной войны. Они смогут поддерживать связь даже в экстремальных условиях.
У Китая тоже есть своя «Мертвая рука». Эта система во многом копирует советскую. У американцев же китайцы взяли идею авиационного комплеса машины Судного дня.