Найти тему
Телеканал FAN

Эпоха Тайсё в «Клинок рассекающий демонов»

Время действия аниме и манга крайне разнообразно. Однако среди японских эпох существует своеобразный «мейнстрим»: Период воюющих провинций у Миядзаки, многочисленный самурайские боевики в эпохе Токугава, альтернативная реальность эпохи Сёва и экранизации произведений эпохи Хэйан. Эпоха Тайсё — небольшой, но крайне интересный период японской истории начала XX века, эпоха Тайсё крайне редко выступает основным сеттингом произведения. Сериал «Клинок, рассекающий демонов» стал интересным исключением. Чем же интересна эпоха Тайсё?

Минутка истории. Эпоха Тайсё — небольшой период в новейшей японской истории, начавшийся со смерти императора-реформатора Мэйдзи, не продлившаяся и 15 лет (та же эпоха Мэйдзи продлилась 44 года). Кроме известных исторических событий: Первой мировой войны, интервенции на Дальний восток России и изменения политической карты мира в начале 20-ых годов, для Японии этот период запомнился как «демократия Тайсё» — период небывалой вольности политических партий, радикалов, тайных обществ и других организаций в колониальной империи, которой Япония стала из сельскохозяйственной закрытой страны меньше чем за 50 лет.

Типичный городской пейзаж эпохи Тайсё в жизни и сериале
Типичный городской пейзаж эпохи Тайсё в жизни и сериале

Первой особенностью нового времени становится электрификация городов. Само их устройство напоминает период Эдо — тот же архитектурный стиль, те же традиции, размер средней японской семьи и её устройство, ремесленные мастерские и очаг прямо в доме, но свет появился даже в самых глухих городках. Электричество в Японии появилось вместе с телеграфной сетью и поездом — в начале эпохи Мэйдзи. Однако полная электрификация и образование общенациональной электросети началось как раз в эпоху Тайсё.

Так, столица — Токио была электрифицирована только к 1890 году, хотя компания «ТокиоДэтно» появилась ещё в 1883. Восток и Юг Японии начал активно снабжаться электричеством только с началом 20-ых годов XX века, к 1921 была образована так называемая «Большая пятёрка» компаний, занимающихся выработкой электричества, с этого же времени в Японии начали активно использовать Гидроэлектростанции, добыча угля и производство электроэнергии в с 1906 по 1917 выросло в 6 раз. После землетрясения 1923 года компании были объедены в одну и Япония нарастила темпы электрификации.

Ещё одним забавным напоминанием об эпохе становится момент с битвой главного героя во время отборочного испытания с Демоном Рук, который мельком спрашивает будущих охотников «Какой сейчас год Мэйдзи», на что получает ответ «Сейчас эпоха Тайсё», приводя демона в ярость от «ещё одной прожитой эпохи. Таким образом можно сделать вывод что в заточении на горе глициний Демон рук находится достаточно долго, а по его речи про «период Кэйно» можно понять когда примерно он был схвачен — между 1865 и 1868 — в период правления последнего императора эпохи Токугава, когда Япония ещё была промышленно отсталой страной.

В 7 серии Тандзиро прибывает в район Асакуса Токио, который ещё с периода Токугава славился своей дурной репутацией «квартала развлечений». В начале сцены в Токио нам показывают основные достопримечательности Асакуса того времени — сад и башня Рёнкаку, которая даёт очень интересное временное ограничение — время действие аниме до 1923 года, так как башня была разрушена и снесена именно тогда.

Также квартал Каминаримон с трамвайными путями, которые некогда являлись одним из символов Токио, особенно маршрут вокруг императорского дворца, но были закрыты, кроме одного маршрута, из-за вытеснения автотранспортом после войны. Далее демонстрируется знаменитый перекрёсток Асакуса у театра и сохранившегося до нашего времени кинотеатра в самом шумном на тот момент «6 квартале Асакуса», на котором главный герой встречает антагониста произведения.

-2
-3
-4

В том же отрывке, но уже в 8 серии Кибуцудзи стоит рядом с одним из предметов роскоши, демонстрируя зрителю свой статус — автомобиль с личным водителем.

Как раз с эпохой Тайсё связано развитие автомобилестроения в Японии — в стране создаются свои первые автомобили, например, от знаменитой Мицубиси, появляются первые лицензионные копии Фордов и Фиатов, а в городах постепенно появляется автомобильный трафик.

Лицензионный автомобиль с японскими деталями от компании Empire Co.
Лицензионный автомобиль с японскими деталями от компании Empire Co.

Милитаризм в эпоху Тайсё хоть и встречал общественную критику, но продолжал постепенно укрепляться. Организация охотников на демонов напоминает полувоенную организацию по структуре и внешнему виду. Число тайных обществ и общественных организаций в эпоху Тайсё возросло, особенно это казалось радикальных группировок националистов и социалистов.

Идеи Окава Сюмэй и Кита Икки во многом определили формы японского национализма на десятилетие вперёд, а также вдохновили военных на различные заговоры в период перед второй мировой войны, направленные против «чрезмерно миролюбивой политики Японии».

Столп огня и офицер японского флота
Столп огня и офицер японского флота

Важно также отметить, что рядовые охотники и столпы носят форму, напоминающую китель морских офицеров императорского флота. После Японо-Китайской, русско-японской войн на складах, должно быть, осталось достаточно комплектов такой формы.

Мечи охотников являются своеобразной метафорой на милитаризацию общества, хотя сериал напоминает, что никаких мечей обычные люди носить в период Тайсё, конечно не могли. Если в период Токугава ронины и носили мечи вопреки запрету ещё Хидэёси, то главные герои в последней серии встречаются с вполне современными вооружёнными полицейскими как в любой европейской стране.

Полицейские, кстати, также одеты в похожий на морской чёрный китель с поясом и медными пуговицами. Одежда вообще являлась отличительной чертой эпохи. В период «демократических» преобразований столичные модники и модницы, которых называли «модэн-гяру» благодаря достижениям лёгкой промышленности Японии могли позволить себя одеваться по последнему писку западной моды.

Пальто и шляпы стали неотъемлемой частью мужского гардероба, а женщин прогрессивных взглядов было сложно представить без европейского макияжа, платья, пальто по европейской моде и стильной шляпки. Стиль ношения кимоно также изменился, а яркость и разнообразия его цветов заметно расширилось с улучшением ткацких станков.

Кибуцудзи в модном костюме и шляпе с женой, одетой в платье по моде 20-ых годов и прохожие в старых и новых японских нарядах.
Кибуцудзи в модном костюме и шляпе с женой, одетой в платье по моде 20-ых годов и прохожие в старых и новых японских нарядах.

Последняя серия и планируемый фильм-продолжение посвящены железной дороге и ёкаю в поезде. Железнодорожная сеть в эпоху Тайсё почти стала частью привычного пейзажа Центральной и Южной Японии.

Были проложены новые ветки и приняты новые законы по эксплуатации частных и государственных железных дорог: в 1918, 1919 и 1922 годах. В 1914 году открыт знаменитый ансамбль Токийского вокзала, сохранившийся по сей день.

В 1924 и 1926 году на железных дорогах появились привычные всем японцам вещи — сигнал о приближении поезда и автоматы по продаже билетов. Также в эту эпоху появилось понятие «местные железнодорожные линии», развитие которых было одной из проблем развития той эпохи — в парламенте шли серьёзные обсуждения о целесообразности создания новых веток и необходимости улучшения магистральных.

Сами поезда, а точнее их вагоны, до 30-ых годов оставались деревянными, впрочем, в начале эпохи Тайсё доходы от перевозки пассажиров уже не были основными для железнодорожных компаний. Ещё до первой мировой войны самими прибыльными стали перевозки грузов по железной дороге. Также в период Тайсё в Японии появились первые электрички.

Паровоз из последней серии, предположительно один из 8000-ых моделей, производимых с 1910-ых годов.
Паровоз из последней серии, предположительно один из 8000-ых моделей, производимых с 1910-ых годов.

Несомненно, «вещей века» в сериале, тем более в манга намного больше, а второй сезон сериала уже анонсирован, так что количество материала для изучения эпохи будет намного больше, однако и текущее количество деталей даёт представление бытовой стороне эпохи и даже позволяет приблизительно узнать точные годы, в которых происходит действие аниме.

В эпохе, которая останется в истории Японии не из-за событий Первой мировой или больного императора на престоле, а благодаря промышленному и общественному подъёму японского общества перед страшнейшей войной XX века.

Источники

  • «История Японии» под ред. Д. В Стрельцова, 2017 г.
  • «Японский национализм»; М. Крупянко, Л Арешидзе, 2012 г.
  • «Динамизация образа японской женщины в Японии 1920-х годов»; Е. Тутатчикова.
  • 『日本蒸気機関車形式図集成 下』; 臼井茂信 、1969 г.
  • «Семейная жизнь японцев»; И. А Латышев, 1985 г.