Как и в минувшем году, декабрь дает старт очередному грандиозному скандалу в сфере денежного довольствия высокопоставленных чиновников Хакасии. Вслед за премиальным бесчинством грянул новый, довольно любопытный и более изощренный передел бюджетной наличности. Среди членов правительства, размер денежного довольствия которых четко регламентирован профильным законом, с 1 января 2020 года появляется обособленная группировка финансовых крутышей.
Помнится, в конце минувшего года региональную общественность потряс факт предельно щедрого премирования менее месяца проработавшей главой московского полпредства в чине зама главы региона Юлии Исмагиловой. Федеральные СМИ раструбили на всю страну весть о премиальном рекорде – две премии в размере 200 и 300% от оклада.
Очевидно, именно громкая скандальная огласка премиальных щедрот подвигла чиновников задействовать иной инструментарий при достижении той же исходной задачи. Сработали в известном алгоритме: формально правильно, а по существу издевательство. Причем временной цейтнот выбран тоже неслучайно.
За жаркими публичными дебатами о приоритетах главной финансовой сметы на следующий год, отягощенной не только предельным дефицитом, но и солидной кредиторской задолженностью, удивительно легко проскочил подготовленный Минюстом Хакасии проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия о государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия». Его внесли в респарламент за два дня до сессии.
Сопроводительное письмо к законопроекту на имя спикера парламента Владимира Штыгашева подписал 9 ноября исполняющий обязанности главы Хакасии Николай Миронов.
Помимо редакционной правки положений закона в связи с заменой слов «администрация главы» на «аппарат правительства», статью 51 закона «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» решено дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«Ежемесячная надбавка к должностному окладу на проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов РХ и проектов нормативных правовых актов РХ, подготовку и редактирование проектов нормативных правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя гражданским служащим, имеющим высшее юридическое образование, в основные служебные обязанности которых входит указанная деятельность – в размере 70% от должностного оклада».
Примечательно, что именно этого абзаца нет в опубликованном на сайте Верховного Совета законопроекте. И именно он присутствует в подписанном главой Хакасии Валентином Коноваловым 19 декабря законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере государственного управления».
В переводе с чиновничьего языка на обывательский отметим суть: 12 членов кабмина с высшим юридическим образованием за работу с документами станут получать ежемесячную надбавку в размере 70% от оклада, восемь их коллег, кого угораздило получить неюридическое профильное образование, такого существенного привара к окладу не будут иметь.
Если бы неюристов при этом освобождали от процедуры согласования нормативных правовых актов, еще можно было уловить суть нововведения. А так получается довольно странная картина: группе товарищей-юристов как по мановению волшебной палочки падает солидная прибавка к жалованию. Кстати, помимо еще и прибавки к зарплате, на которую, со слов Абрека Челтыгмашева, Минфин отвлечет из дырявого бюджета не менее 600 млн рублей.
Примечателен и размер новой ежемесячной надбавки: за работу со сведениями, представляющими государственную тайну, высокопоставленный чиновник получает 30%. А за визирование нормативных правовых актов в качестве юриста гражданский служащий, имеющий высшее юридическое образование, получит 70%. Довольно странные расценки: за государственную тайну даже обидно стало.
Бунта на управленческом корабле по этому поводу, скорее всего, не случится. Однако главе Хакасии, полагаем, зачинщиков стоит поискать. Прежде всего, как и в постыдной истории со щедрым премированием особо отличившихся, весьма проблемно выглядит реноме самого Валентина Коновалова. Будучи юристом, Валентин Олегович сам получает право на 70-процентную ежемесячную надбавку. Может быть, все-таки неслучайно в интервью городскому телевидению его финансовый зам Ирина Войнова посетовала:
«Заработная плата у Валентина Олеговича очень маленькая: стажа-то у него нет».
Между тем отметим, в выигрыше оказывается и его первый зам Николай Миронов.
Юридическое образование, кроме Валентина Коновалова и Николая Миронова, имеют Юлия Исмагилова, Николай Евдокимов, Евгений Тарасов, Михаил Побызаков, Дмитрий Бученик, Сергей Ромашов, Сергей Новиков, Манук Данданян, Сергей Арехов и Владимир Лебедев.
В Верховном Совете Хакасии юристами по образованию считаются Владимир Штыгашев, Олег Иванов, Светлана Могилина и Василий Шулбаев.
В сопроводительном письме к законопроекту сообщается, что нововведение не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Очень сомнительно: 12 чиновников с нехилым жалованием станут получать дополнительную надбавку ежемесячно в размере 70% от оклада без увеличения расходов казны на содержание аппарата?
В связи с возникшими сомнениями уведомляем главу Хакасии Валентина Коновалова: данную публикацию следует считать официальным запросом 19rus.info о правомерности установления дополнительной 70-процентной надбавки чиновникам-юристам, тем более при таком удручающем положении бюджета.
Продвинутые подчиненные молодого губернатора-коммуниста решили немного пошиковать именно в то время, когда ведомства выполняют план по оптимизации расходов региональной казны. Как отмечают государственные аудиторы, финансирование государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2020 год по сравнению с текущем годом сокращено на 882,6 млн рублей, или составит 82,2% от достигнутого.