Это долгая история, в которой в один клубок вокруг Днепровских порогов сплелись скандинавы, греки и древние евреи. Тут нет никакой конспирологии. Все из открытых источников, которые историки просто обязаны изучать в университете, чтобы диплом получить. Из школьных учебников, из русских летописей, из византийских документов и из Библии.
Широко известно, что название Россия, заменившее более древнее название - Русь - появилось в русском языке из греческого. С XIV века оно использовалось как "Росия" - в церковных документах московских патриархов (начиная с выходца из Византии - патриарха Кипириана). Со времен Ивана III, активно перенимавшего византийские порядки и символику, название "Росия" стало часто применяться в официальных государственных документах взамен прежде применявшейся Руси. А со времен Петра I название нашей страны в официальных документах приобрело современный вид с двумя "с" - "Россия". Об этом уже много кто подробно писал. Поэтому я буду подробно про кое-что поглубже.
Откуда же взялась страна "Росия" в греческом языке и когда это произошло? Начать придется со времен библейских. У древних евреев был такой пророк Иезекия (Иезекииль). Это один из четырех "великих пророков", которых признает Библия. Он пророчествовал в VI веке до нашей эры. Среди его пророчеств разгром враждебных древним иудеям соседей, воскрешение мертвых, появление Мессии, строительство в Иерусалиме нового храма, а также, особенно интересное для нас в данный момент пророчество об грядущем князе Гоге, который во главе бесчисленного войска придет с севера и приведет народы Мешех и Фувал на землю Израиля, устроит большие зверства и разорения, но потом погибнет со всем своим народом от каменного града.
Книга пророчеств Иезекиля вошла в состав священных книг древних евреев и попала в христианскую Библию в составе Ветхого Завета. Все христианские народы отождествляли себя с "народом Израиля" из Ветхого Завета, и пророчества, обращенные к нему, воспринимали как пророчества, обращенные ко всем христианам. Таким образом, и пророчество Иезекиля о "нашествии Гога и Магога" стало весьма популярным библейским сюжетом, про который любые христиане вспоминали сразу же, как только с севера на их земли нападали какие-нибудь язычники. "Не сбывается ли это уже пророчество про ужасное нашествия Гога и Магога"? - спрашивал себя каждый суеверный христианин средневековья.
Дело в том, что многие пророчества Иезекиля, действительно, "сбылись". Так, жившие по соседству с древними евреями племена, которые должны были быть наказаны по его пророчеству, за несколько последовавших столетий так или иначе пострадали от различных стихийных бедствий или завоевателей. Иерусалимский храм, который был разрушен ассирийцами, когда Иезекилю было 25 лет, через 70 лет после разрушения был восстановлен (это был так называемый "второй храм" - именно его потом, через 585 лет разрушат древние римляне). В появление Мессии и воскрешение им мертвых евреи не поверили и до сих пор ждут пришествия своего Мессии (Мошиаха), и связанного с ним воскресения мертвецов. Но христиане-то верят, что Иезекиль предрек появление Иисуса Христа и воскрешение им мертвецов (самое известное из них - воскрешение Лазаря). Таким образом, у Иезекиля в христианском мире сложилась устойчивая репутация того, чьи пророчества сбываются.
Пророчество же о Гоге и Магоге - свирепых и опасных язычниках с севера - сбывалось множество раз. Каждое появление новых воинственных племен к северу от центров цивилизации воспринималось христианами именно как событие, предсказанное пророком. Вот это пророчество Иезекиля:
"И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!"
Причём в латинском переложении Библии, слово “рош” было понято и переведено, как “главный”. Однако византийские ромеи при переводе Библии на греческий почему-то трактовали "Рош" как имя, или название народа. Причем, читали они его не "рош" по еврейски, а по-гречески смягчая Ш - как "рос". И получался у них ужасный "Гог - князь Роса, Мешеха и Фувала". И, соответственно, Росами византийские ромеи именовали любых вообще опасных варваров с севера.
Гога, Магога и Росов христиане усмотрели уже в V веке нашей эры, в нашествии гуннов, которые напали на Византию во главе с родственником Атиллы, носившим имя Ругас, Роас, или Ругила (т.е. маленький Руг). Ругами и после нередко именуют в греческих и латинских источниках разных славян, в том числе и русов. В более поздних, византийских текстах росы упоминаются постоянно. "Росами", видимо, византийские ромеи называли не только славян-русов, но и всех вообще нападавших на них варваров с севера. Стоит обратить внимание и на то, что появление в XIII веке монголов и иных пришедших с ними кочевников библейская традиция тоже увязала с "Гогом и Магогом". Но к тому времени последние по счету из "ужасных Росов" создали на севере свое государство - Русь, со столицей в Киеве, приняли христианскую веру, и значение слова Рос было, таким образом, переосмыслено византийцами в более благожелательном ключе. Опасные "росы" из билейского пророчества были окрещены и перестали быть опасными язычниками, став более-менее мирными соседями и выгодными торговыми партнерами, а главное - единоверцами. Так что при наличии хорошо известных "крещенных росов" - русов, новых появившихся на севере опасных варваров - монголов "росами" уже не называли. Но в период ДО крещения Руси все язычники с севера для византийца могли быть названы росами. А после крещения название "рос" закрепилось именно за последним носителем - за славянами-русами.
Имея это ввиду, интересно теперь будет рассмотреть упоминания о "росах" и славянах в труде "Об управлении империей", который написал в середине X века византийский император Константин Порфирогенит (то есть, дословно - "в порфире рожденный", рожденный от царствующего императора - порфировый - красно-фиолетовый цвет в Византийской империи было позволено носить только императорской семье). По русски также принято переводить его прозвище как "Багрянородный". Одно из упоминаний, из которого норманисты пытаются вывести доказательство того, что русы были скандинавами, это перечисление днепровских порогов. Вот что, собствено пишет Константин об этих порогах:
Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи". Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Острову нипрах, что значит "Островок порога". Он подобен первому, тяжек и трудно проходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога", а затем так же - четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды", и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог"
Для того, чтобы найти в приведенных "росских" названиях порогов скандинавские корни нужно обладать недюжинной фантазией и очень избирательным восприятием. Брайчевский М.Ю. в своей статье "Русские названия порогов у Константина Багрянородного" наглядно показал, что "росские" названия порогов невозможно без смысловых и лингвистических натяжек привязать к скандинавским языкам. В то же время все семь имен порогов получили безупречные осетинские этимологии, хорошо соответствующие тексту источника. Осетины - ближайшие родственники и потомки кочевавших в раннем средневековье в Северном Причерноморье алан. Кроме того, их язык, из дошедших до нас, наиболее близок к языку скифо-сарматов, населявших серверное Причерноморье в начале нашей эры. Таким образом, "росские" названия порогов это не названия данные славянами-русами, преодолевавшими пороги, а названия данные кочевниками-аланами, проживавшими непосредственно вблизи порогов, или, что также вполне вероятно, названия, данные еще скифо-сарматами, проживавшими у этих порогов в античный период.
И сарматов, и аланов, и иных кочевников - язычников и весьма опасных соседей, являвшихся страшной угрозой с севера, совершавших порой жестокие набеги, византийские авторы с тем же основанием могли идентифицировать с библейским "народом Рос (Рош)" из пророчества Иезекии.
Eсли вам понравилась эта статья -
савьте лайк, делайте репост
и подписывайтесь на канал.
См. также:
Как, когда и откуда появилась Русь?
Викинги - великие завоеватели?
Кого грабили викинги Балтийского моря?
Были ли на самом деле князья Рюрик и Вещий Олег?
Норманская теория. За и против.