Родителям некогда следить за новостями науки в течение года. Так что мы собрали в одной статье самые интересные прозрения ученых на тему обучения детей: о том, что помогает детям лучше учиться, теряют ли они знания на каникулах и правда ли, что мальчики более склонны к математике, чем девочки?
ТАК ЧТО ЖЕ ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ?
Родители готовы пойти на любые ухищрения, выложить кучу денег гуру-учителям и прокачать детей любыми способами, лишь бы их академическая успеваемость не вызывала нареканий. Среди ученых тоже есть родители, и этот вопрос их волнует не меньше, исследования светлых детских умов идут по всему миру годами и десятилетиями. В этом году ученые пришли к выводам, что лучше всего помогает учиться присутствие в жизни ребенка регулярной творческой деятельности и зарисовывание информации, а не ее традиционное записывание.
Одно из крупнейших исследований Университета Райса (Хьюстон, США), результаты которого опубликовали в этом году, было посвящено влиянию творческой деятельности на академическую успеваемость детей. В исследовании приняли участие 10 тысяч учащихся с 3 по 8 класс, само исследование и интерпретация его результатов заняли несколько лет. Оказалось, что если ребенок активно вовлечен в какую-либо творческую деятельность, будь то рисование, музыка, писательство, актерское мастерство или что-то еще, его академические успехи в письме, математике и постижении естественных наук гораздо выше, чем у детей, которые лишены развития творческой стороны своей личности. Более того, у творческих детей гораздо лучше развит эмоциональный интеллект, они проявляют сочувствие и сострадание к окружающим, всегда готовы оказать помощь и у них почти нет дисциплинарных нарушений.
Исследователи из Университета Джорджа Мейсона подтверждают выводы коллег, что творческая деятельность улучшает результаты по всем фронтам обучения ребенка, а также положительно сказывается на когнитивных и социальных навыках.
Еще один интересный многолетний эксперимент, который проводили ученые из университета Бамберга (Германия), показал, что в школе лучше учатся те дети, которым родители в раннем дошкольном детстве регулярно читали вслух. Успешность в обучении сохранялась на протяжении всех лет учебы и сказывалась на взрослой жизни: среди тех, кому родители читали, очень высок процент достижения значимых карьерных успехов.
Читайте по теме:
КАК НАДО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ ВСЛУХ НА САМОМ ДЕЛЕ, СОВЕТУЕТ НЕВРОЛОГ
ПОЧЕМУ ВАЖНО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ РЕБЕНКУ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ. СНОВА И СНОВА
По поводу зарисовывания информации, а не записывания ее, мы отдельно писали в этой новости. Напомним, что умение составлять краткие схематичные записи новой информации гораздо лучше помогает ее запоминать и дольше помнить.
Так что, выводы, которые стоит сделать родителям, очень просты — читайте им вслух побольше, не препятствуйте заниматься танцами или рисованием, если дети хотят этого сами, творческая деятельность не помешает даже будущему «атомному» юристу или бухгалтеру.
ТАК КТО ЖЕ СИЛЕН В МАТЕМАТИКЕ?
В нашем обществе устойчив миф о том, что мальчики лучше понимают математику, чем девочки. Миф родился не на пустом месте, ведь в профессиях, связанных с математикой, женщин гораздо меньше, чем мужчин. Но гендерное превосходство мужского мозга совершенно ни при чем. Как показали исследования, оглашенные в этом году, способность к математике у мальчиков и девочек вплоть до среднего возраста находится на одном уровне. Это было доказано с помощью МРТ, была проанализирована мозговая активность при решении задач у более, чем 100 детей в возрасте от 3 до 10 лет. Нейробиологи обнаружили, что нейронная активность в областях теменной доли, связанной с числовым познанием, была практически одинаковой у обоих полов.
Фокус «нематематического» склада женского ума кроется совершенно в другом. В подростковом возрасте девочки сильно превосходят мальчиков в гуманитарных науках - языке и литературе. Отсюда - преимущество перед мальчиками при выборе гуманитарных специальностей. А вот почему именно женщины более склонны к гуманитарным наукам, чем к наукам категории STEM, ученым еще предстоит выяснить.
Читайте по теме:
ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ДУМАТЬ КАК МАТЕМАТИК: 5 ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ. ОТ ЛУЧШЕГО УЧИТЕЛЯ МИРА
ТАК ТЕРЯЮТ ДЕТИ ЗНАНИЯ НА КАНИКУЛАХ ИЛИ НЕТ?
С приближением длинных зимних каникул некоторых родителей начинает одолевать беспокойство: не вредно ли ребенку бездельничать и не заглядывать в учебники? Вдруг забудет таблицу умножения или правила синтаксического разбора? Летние каникулы так и вовсе «боль» заточенных на лучшее образование родителей. В течение многих лет формировалось мнение, что из-за длинных каникул дети теряют приобретенные знания катастрофически быстро и с трудом их потом восстанавливают. Внимание ученых добралось и до этой городской легенды.
Во-первых, они разобрались, откуда у нее растут ноги. Оказалось, что в 1980-х годах учеными из Балтимора было проведено одно крупное исследование успеваемости детей, вернувшихся после каникул к учебе. И результаты этого старого исследования были безрадостны: те, кто проводил лето в беззаботных играх и купании в речке, с годами безнадежно отставали от своих ровесников, которые летом уделяли какое-то время учебе.
Во-вторых, ученые попытались повторить это исследование снова, и потерпели неудачу! Результат не совпал. Углубленный анализ исследования 1980-х показал, что его методы тестирования были предвзятыми и поэтому искажали разрыв между оценками учеников-«трудяг» и «бездельников». Например, ученикам давали не одинаковые по сложности задания: тем, которые были в группе "отличников", давали более легкие задания, а "троечникам" - более сложные. Но в итоге все равно гипотетический «постоянно увеличивающийся» разрыв в знаниях на самом деле сокращается по мере взросления детей.
Конечно, учеба летом не пойдет во вред, наоборот, будет способствовать отличной успеваемости. Но винить каникулы, проведенные без учебников, в том, что ребенок с годами станет учиться все хуже и хуже, в корне неверно. Это мнение в социуме несправедливо переоценено.
— Ксения Рудич