«Каждый человек наделен огромным запасом творческих сил, но у большинства людей они дремлют неразбуженными. Пробудить эти силы – и есть наша самая главная задача».
Анатолий Аркадьевич Харлампиев
Всем привет!
Несмотря на стагнацию российской экономики и спад доходов я хочу рассказать немного о компаниях, которые добились успеха благодаря тому, что на таком зрелом рынке им удается разглядеть то, что не удается другим и за счет этого победить.
Итак:
1. ВкусВилл - сеть магазинов продуктов питания. Компания смогла выделиться на рынке благодаря ставке на российские, экологически чистые продукты, клиентоориентированному подходу и децентрализованному методу управления компанией. В то время, когда крупные игроки соревновались в размерах скидок, в итоге отправив в историю немало рыночных игроков, ВкусВилл сконцентрировались на изучении клиента. Как оказалось есть большая категория клиентов, для которых качество за приемлемые деньги важнее скидок.
2. Wildberries – российский, а теперь уже и международный интернет-магазин. Компания стала первооткрывателем на рынке покупки одежды через интернет. Кроме того, компания смогла построить необычные для российского рынка коммуникации с покупателями и продавцами. Покупатели, благодаря системе персональных скидок являются в высшей степени лояльными компании и дорожат своим статусом. Отношения с продавцами все чаще выстраиваются в формате маркетплейса, когда компания за вознаграждение предоставляет не только свою «витрину», но также решает вопросы, связанные с логистикой и оплатой. Wildberries помогает молодым компаниям быстро получить доступ к огромной аудитории и не заниматься самостоятельным выстраиванием логистических процессов. И все это за умеренную плату и с качественным сервисом.
3. Яндекс. Конечно же. Яндекс-Навигатор. Яндекс-Такси. Яндекс-Еда… Яндекс везде и это редкий пример, когда не возникает отторжения. Недавно, попробовав Алису, я понял, что скоро все управление будет голосовым. Яндекс тоже предлагает свои ресурсы для небольших игроков в целях взаимодействия с покупателем.
4. Сеть мебельных гипермаркетов Hoff. Компания сделала ставку на российских производителей, нарастила присутствие в оффлайн-сегменте и в кризис обеспечила себе головокружительный рост.
5. Додо Пицца – сеть пиццерий. Бизнес, казалось бы, в сфере, где уже нечего ловить. Однако, ставка на открытость, честность и маркетинговые коммуникации сработала. Компания делает ставку не только на качественный продукт, но и на чувства, которые испытывают покупатели пиццы. Если вам приятно испытывать какое-то чувство, то вы наверняка вернетесь, чтобы ощутить его еще раз.
6. Splat – производство средств для ухода за полостью рта. Компания присутствует на рынках 60 стран мира, в 2018 году ей принадлежало около 18% российского рынка средств для ухода за полостью рта. И это в стране, где принято считать, что производство невозможно! Кстати, завод компании расположен на Валдае. Цены компании выше цен конкурентов, но ставка на качественные, «здоровые» продукты, открытость и честность снова приводит к успеху.
7. Group-IB — компания занимается предотвращением и расследование киберпреступлений. Клиентами Group-IB являются компании, которые стали объектами высокотехнологичных преступлений, совершенных через компьютерные системы: крупные кражи, кибертерроризм, нечестная конкурентная борьба, торговля оружием наркотиками и другие преступления. Компания известна всем ТОПовым заказчикам в мире.
Нужно, конечно, еще отметить Тинькофф – кредитные системы, Лабораторию Касперского, 1С, Ависта Модуль, Промышленные Силовые Машины, Промобот и т.д. Какие-то из этих компаний добились своего успеха еще на заре нашего капитализма, какие-то совсем недавно, но все эти примеры, и я уверен, что еще большое количество других, доказывают, что несмотря на все сложности, сомнения, отговорки окружающих – надо действовать, искать возможности реализовать себя. Конечно, экономическая и политическая система не является идеальной, но людям удается добиться успеха и в таких условиях, поэтому просто берите и делайте!
Ниже некоторые тренды, которые во многом объединяют все вышеуказанные компании. Наверное, в своих бизнес-решениях полезно учитывать их успешный опыт:
1. Развивайте клиентоориентированность. Запросы общества меняются и компании должны меняться.
2. Ставка на российских производителей. Всегда найдутся те, кто готов будет производить если дать им гарантии сбыта.
3. Ставка на синергию онлайн и оффлайн сегментов.
4. Развитие в формате маркетплейса – площадки, где предлагаются товары разных поставщиков, а оператор маркетплейса принимает на себя функцию обработки операций.
5. Здоровый образ жизни.
6. Экономия времени.
7. Открытость. Делая бизнес открытым есть риск, что твою модель банально скопируют, но уверенных в себе лидеров это не пугает, они всегда будут на шаг впереди.
8. Продавайте впечатления.
9. Создавайте сообщества.
10. IT не имеет границ.
Я уверен, что в каждом сегменте существуют ниши, где можно преуспеть если учиться применять на практике методы, направленные на изучение клиента, помогать другим, дарить эмоции, заботиться о других и т.д. Все хорошее помогает создать основу для крепкого бизнеса.
В своих будущих статьях я буду анализировать отдельные рынки на предмет возможностей и угроз.
Ставьте лайки, подписывайтесь, задавайте вопросы, не оставайтесь равнодушными!
Спасибо!