Найти тему

Книга - лучший... подарок?

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Если вы меня спросите, что я люблю делать больше всего на свете, отвечу: лежать на диване и читать книги. И так я могла отвечать на этот вопрос много лет. Сейчас внесу только одну поправку: сидеть на диване, а не лежать. Часть про книги остаётся неизменной. И эта любовь определила выбор ВУЗа и факультета для поступления: поступать на филологический я решила, учась ещё в седьмом классе. Как говорил наш завкафедрой русской и зарубежной литературы, Коновалов Валерий Николаевич, половина абитуриентов поступает на филфак, потому что книжки любит читать (интересно, для чего поступает вторая половина?).

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

А пишу я сейчас об этом потому, что одним из неприятных моментов после рождения ребёнка стало то, что читать я не успевала. Вообще. Насколько помню, ни одной книги за год прочитать у меня не получилось. Читала только по необходимости, урывками, что-то из литературы по уходу за ребёнком: найду нужную главу, пробегусь по паре строчек глазами, и всё. Это было очень странно, тревожно и неприятно: как будто я потеряла часть себя. А ведь я мечтала не только сидеть красиво в парке на скамеечке с книгой в руках, наслаждаясь чтением, свежим воздухом и охраняя сон спящего рядом в коляске младенца. Я мечтала вести дневник его взросления, записывая каждую мелочь, смакуя каждую деталь его пробудившейся жизни. Как Дина Рубина умудрилась написать повесть, гуляя с ребёнком в коляске, я не представляю?! Наверное, поэтому она и гениальный писатель. Всё, что мне удалось, это зафиксировать в блокнотике рост и вес по месяцам, ну, и дату, когда зубы появились.

Поэтому книги стали возвращаться в мою жизнь, когда пришла пора (наконец-то!) знакомить с ними ребёнка. Для начала я решила, что буду рано учить читать своего сына. Вот прямо сразу. Прочитала очередные рекомендации и купила маленькую квадратную азбуку с картинками В. Чижикова (этот художник подарил нам Олимпийского Мишку и множество прекрасных иллюстраций к детским книгам, в частности, Э. Успенского) с плотными картонными страницами. Я вычитала, что не нужно, чтобы в азбуке были какие-то слова, а надо, чтобы были только сами буквы и иллюстрации. Не должны, мол, буквы ассоциироваться с определёнными словами, ребёнок может подумать, что только эти слова начинаются на эту букву. Такой наша азбука и была: только прекрасные картинки и буквы. И вот мы с сыном сидели (он у меня на коленках), был ему год, и листали эту азбуку. Он смотрел на картинки, а я называла ему букву: называть тоже надо правильно, чтобы ребёнок запомнил правильное название.

Фото взято с просторов интернета
Фото взято с просторов интернета

И что? А ничто: буквы сын, конечно, выучил, и, если я просила его найти и показать мне ту или иную букву, он находил и показывал. Такая же история была и с цифрами, которые мы тоже выучили. Но я быстро поняла, что зашла в тупик: сын мой был, конечно, смышлёным мальчиком, но он ещё практически не разговаривал тогда, какое там читать! Как я собираюсь дальше учить его слогам и, в перспективе, чтению, если он «мама» стесняется вслух произносить? Так что свою амбициозную идею я оставила, решив, что пусть всё идёт своим чередом: сначала разговоры научимся разговаривать, а потом и до чтения дойдёт.

И вот сейчас я понимаю, что не помню, когда же точно мой сын выучился читать. Я приобрела ему лет в пять-шесть букварь С. Жуковой, который содержит, помимо букв, ещё и тексты, разбитые на слоги. И очень помогли занятия в детском саду: у сына были там просто сказочные воспитатели (ему вообще всю жизнь на педагогов везёт), которые фантастически занимались с детьми - одна математикой, вторая - речью, языком и даже театром. Мне даже на подготовку к школе не пришлось сына специально отдавать: в детском саду его прекрасно подготовили. Ну, и дома мы занимались: делали задания в тетрадях, а ещё я заставляла его читать. Да-да, заставляла! Время сейчас такое: читать добровольно мало кто из детей хочет, а читать нужно. Проблем в связи с отсутствием этого навыка в школе возникает масса. Чтобы облегчить труд ребёнку, я покупала сначала тонкие книжки сказок, где текст был разбит на слоги. А потом покупала книги с крупным шрифтом и проставленными ударениями - детям легче так прочитывать слова поначалу. В итоге к школе сын худо-бедно читал. Без особого восторга, но он это делал, причём не по слогам, а словами. А когда он пошёл в первый класс, у нас с ним была договорённость: весь первый месяц он должен был читать в день по странице, каждый божий день, без исключения. Во второй месяц - по две страницы. Бралась любая книга на его выбор, а в книге - любая сказка. Сын хитрил и пытался выбирать страницы с картинками, под которыми было совсем мало текста, но это всё равно считалось за страницу. Но затем кара в виде страницы А4 формата и вообще без картинок его настигала. Он стонал и пытался давить на жалость, но я была тверда: договор есть договор. На третий месяц последовали три страницы в день, но тут сын взбунтовался, и всё постепенно сошло на нет. Тем не менее кое-какого результата я достигла: читал ребёнок более-менее бегло.

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

На самом деле, будет ваш ребёнок читать или нет, зависит от того, читаете ли вы сами или нет. Бывают, конечно, исключения. Но в большинстве случаев, если дети видят родителей и других домочадцев с книгой, они тоже будут читать. Если детям читают вслух сказки перед сном, они и сами потом начнут это делать. Мы всей семьёй покупаем бумажные книги до сих пор. Читает дедушка, читает бабушка, и моя сестра, и племянница (она вообще поставила себе цель в старших классах - прочитать у каждого автора хотя бы одну книгу, и сильно продвинулась в этом), и я читаю, и сын тоже читает. И для нас до сих пор книга - лучший подарок. Это я не хвастовства ради пишу (хотя книги на самом деле сейчас очень дорогие), я пытаюсь сказать, что само собой ничего не приходит и не появляется - надо постараться, чтобы получилось то, что вы хотите от ребёнка.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Расскажите в комментариях, как вы учили своего ребёнка читать, и были ли у вас с этим сложности.