Найти в Дзене
Океан Между Нот
Подписаться

Гений плагиата

Голландский композитор Луис Андриссен однажды заметил:

Эндрю Ллойд Уэббер ещё не придумал ни одной ноты; на самом деле бедняга никогда не придумывал ни одной ноты сам ...

Спорное определение. Во-первых, Эндрю Ллойд Уэббер далеко не "беден". В 2001 году The New York Times назвала его "Самым коммерчески успешным композитором в истории". Во-вторых, ну не все же свои сочинения он заимствовал, в конце концов. Хотя, примеров более чем достаточно.

Начнём с песни 1969 британской певицы Росс Ханнаман. Уэббер и Тим Райс написали её в 1967 году.

Или это было в 1810-ом? И первоначально пьеса называлась "К Элизе"?

В 1970 году тандем Уэббер-Райс сочинили, впоследствии ставший культовым, мюзикл "Иисус Христос – суперзвезда" (Jesus Christ Superstar). Главная фанфарная тема - своеобразная визитная карточка всего сочинения:

Заимствована из бродвейского мюзикла 1961 года "Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая" (How to Succeed in Business Without Really Trying):

Nota bene: из названия мюзикла может получится неплохой жизненный девиз.

Далее. Начало мелодии баллады Марии Магдалины о неразделённой любви к Иисусу - I Don't Know How to Love Him:

Базируется на скрипичном мотиве из второй части Концерта для скрипки с оркестром ми минор (ор. 64) Феликса Мендельсона-Бартольди:

Биограф Уэббера Джон Снелсон не согласен с подобными обвинениями. Признавая некоторое сходство мелодий, он писал, что Уэббер:

... через запутанные эмоции Марии Магдалины вносит новое драматическое напряжение в мелодию Мендельсона. Открывающей темой может быть Мендельсон, но ритмическая и гармоническая обработка наряду с новыми линиями высокоэффективного мелодического развития - это Ллойд Уэббер.

Вскоре творческие пути Райса и Уэббера расходятся. В 1981 году композитор пишет мюзикл "Кошки" (Cats) на слова американо-британского поэта Томаса Элиота. В мелодических ходах наиболее известной композиции мюзикла - арии Гризабеллы Memory - слышится мотив соло на альт-флейте, исполненного джазовым саксофонистом Бадом Шенком при записи песни 1965 года California Dreamin' американского коллектива "The Mamas And The Papas".

Эндрю Ллойд Уэббер
Эндрю Ллойд Уэббер

Пожалуй, самый успешный мюзикл - "Призрак Оперы" (The Phantom of the Opera) Уэббер выпустил в свет в 1986 году. Тут уже не обошлось без судебного процесса. В декабре 1998 года американский суд отклонил иск малоизвестного фолк-певца Рея Реппа (Ray Repp), в котором тот утверждал, что Лорд Ллойд Уэббер украл у него музыку и использовал в главной теме своего мюзикла. Федеральное жюри, заслушав фрагменты двух песен на фортепиано, оправдало Уэббера.

Послушаем и мы. Сначала Уэббер:

А теперь Репп, песня Till You 1978 года:

Органная интродукция открывающая оперу подозрительно похожа на рифф из песни Echoes группы "Pink Floyd" с альбома Meddle 1971 года. Эти два риффа имеют очень схожие ноты и порядок воспроизведения.

Уэббер: D, C-диез, C, B, A-диез, затем восходящий A-диез, B, C, C-диез, D.

Pink Floyd: C-диез, C, B, A-диез, A, затем восходящий A, A-диез, B, C, C-диез.

Басист и вокалист Pink Floyd Роджер Уотерс сказал, что это "вероятно, возможно", но заявил, что он не хочет обращаться в суд. Вероятность того, что в суд пойдут призраки умерших композиторов тоже не велика. Музыкальный материал Джакомо Пуччини (арию Quello che tacete из оперы "Девушка с Запада") и Сергея Сергеевича Прокофьева (тему тевтонского наступления из кантаты "Александр Невский") Эндрю Ллойд Уэббер использовал в своём мюзикле.

О заимствованиях самого успешного кинокомпозитора в истории можно почитать в статье Звёздные войны. Пять эпизодов плагиата.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.