Найти тему
Зори Табасарана

Русские учительницы в Табасаранском районе

Юнусов М. Т.

Памятник  русской учительнице в г. Махачкале
Памятник русской учительнице в г. Махачкале

В 1950-1960-е годы в Табасаранском районе функционировало 57 школ, в т.ч. 5 средних. До конца 50-х годов ХХ века в район было направлено 250 учителей из разных уголков Советского Союза, в основном из Оренбургской, Воронежской, Курской, Ярославской, Ростовской, Московской и Липецкой областей.

Приезд юных, не видевших трудностей в родительских домах, русских учительниц в табасаранские школы сравним с подвигом воинов на полях сражений. В населенных пунктах района не было электричества и газа, люди жили в трудных условиях. В то тяжелые для жизни время благородно вели себя председатели колхозов и сельских советов, директора школ, которые создавали более-менее приемлемые условия для быта приезжих людей: устраивали их в грамотные семьи, помогали продуктами питания, дровами, закрепляли за ними старшеклассников для общения с местным населением, которое в большинстве своем не знало русского языка. В субботние дни в райцентре для приезжих учительниц демонстрировались кинофильмы, организовывались танцы, викторины, конкурсы.

В те годы высококвалифицированные приезжие учителя внесли неоценимый вклад в развитие табасаранской и дагестанской общеобразовательной школы. Среди них были преподаватели всех основных школьных, учебных дисциплин: русского языка и литературы, физики и математики, естествознания и химии, геометрии и тригонометрии, астрономии, черчении, географии, истории.

Некоторые приезжие учительницы навсегда связали свою судьбу с Табасараном. Сулейманова Мария Павловна, Сулейманова Элла Владимировна, Саидова Нина Викторовна, Магомедова Анна Кирилловна, Асланова Валентина Васильевна, Гаджиалиева Антонина Михайловна и ряд других целиком посвятили себя табасаранскому народу, вышли здесь замуж, добились того, чтобы дети превзошли их в знаниях в школе, вузе и жизни.

Валентина Асланова приехала в Табасаран из Белоруссии. Несколько десятков лет проработала в Ханагской средней школе учителем физики и математики
Валентина Асланова приехала в Табасаран из Белоруссии. Несколько десятков лет проработала в Ханагской средней школе учителем физики и математики

Многие поколения района признательны и благодарны русскому народу за глубокий след, оставленный в их духовной жизни, величайшую роль в становлении, преобразовании, развитии района. Посланные им, совсем юные парни и девушки с разных уголков великой страны в те далекие тяжелые годы, приспособившись к местным обычаям, традициям, быту, изучив местные языки, выполнили основную цель обучения детей – привитие культуры поведения и общения. Эти молодые учителя способствовали сближению народов, их духовному и образовательному развитию, повлияли на формирование у воспитанников общероссийских культурных ценностей, поддержание общероссийского самосознания и патриотизма.

Приезжие учительницы за период пребывания в районе проделали неоценимую работу по воспитанию подрастающего поколения, оставили благодарную память о себе во всех школах.

В селении Цухтыг Табасаранского района в разное время работали 9 приезжих учительниц. Всемерную помощь им оказывал Тагир Гасанович Юнусов – один из первых педагогов села, директор школы. Его напутствия, отеческое общение с приезжими учительницами, систематическое посещение их уроков, отслеживание бытовых условий существенно повлияли на стиль и методы работы педагогов.

Гриднева Нина Захаровна приехала из Курской области, преподавала русский язык с 1957 года. Стержнем любого ее учебного занятия становилась деятельность самих учащихся, которые не просто решали, обсуждали, наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, но делали и выводы, выясняли закономерности. Ум и душа ребенка в школе и дома должны трудиться, считала учительница, поэтому подбирала такие задания, которые дают пищу для ума и требовали размышлений. Она тщательно продумывала вопросы, задаваемые учащимся. Особенностью ее стиля были четкая организация работы, умелое использование картинной и предметной наглядности. Все это позволяло учительнице поддерживать интерес учащихся к предмету. Нина Захаровна строила свои взаимоотношения с учащимися на основе сотрудничества, взаимоуважения. В ее классе всегда царила особая доверительная атмосфера, благодаря чему знания становились убеждением, а урок выполнял большую воспитательную функцию.

Учительница русского языка Екатерина Прилепина вместе с учащимися Туруфской школы Табасаранского района (1960-е гг.)
Учительница русского языка Екатерина Прилепина вместе с учащимися Туруфской школы Табасаранского района (1960-е гг.)

Учительница русского языка Екатерина Прилепина вместе с учащимися Туруфской школы Табасаранского района (1960-е гг.)

Зейтман Тамара Моисеевна, приехавшая из Белорусской ССР, работала учительницей математики с 1957 года. Высококвалифицированный педагог, она не просто передавала знания ученикам, а формировала, воспитывала человека, всегда что-то создавала. Говорила, что снова пойдет в школу учить не только правописанию, грамоте и правильному чтению, а учить жизни. Вела ее туда вера в прошлое, надежда на будущее, любовь к настоящему. В этом была ее сущность как учителя. Она стремилась «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. Считала, что великая радость – формировать человека, давать ему знания, воспитывать характер, сеять добро. Школьники ценили в ней справедливость, общительность, отзывчивость. Ей была чужда авторитарность в отношениях с детьми. Понимая необходимость достижения взаимопонимания с подростками, требующими особого педагогического внимания, она постоянно изучала материалы общей, возрастной и социальной психологии, интересы и особенности этой категории учащихся.

Щетинина Валентина Сергеевна, уроженка Липецкой области, преподавала в начальных классах с 1958 года. Уроки строила так нестандартно, творчески, что учащиеся с интересом воспринимали материал предмета и усваивали непосредственно на уроке. Большое внимание уделяла контролю знаний учащихся. В своих учениках она развивала творческую самостоятельность, прививала им любовь к труду. В каждом своем выпуске она интересовалась семьей каждого ученика, условиями жизни в семье. Любовь к детям, компетентность, тактичность были ее характерными качествами, плюс доверие к ученику, что позволяло детям учиться самоконтролю, самооценке. Учащиеся, их родители, педагоги, руководители школы высоко ценили ее глубокие теоретические знания, эрудицию, методическое мастерство, творческое отношение к обучению и воспитанию детей, поиск новых форм работы.

Савенко Клавдия Александровна из Орловской области работала учительницей русского языка с 1959 года. Твердила, что преимущество учителя-словесника перед другими предметниками заключается в том, что философия преподавания в целом может и должна сроиться на основе специфики самой литературы. Это сложнейший школьный предмет, искусство. Искусством является и чтение художественного текста, и само произведение. Развивать высокий ум, насыщать его знаниями, наряду с воспитанием души, и предстоит учителю литературы. И если литература искусство, значит, и преподавать ее надо по законам искусства. Ученик испытывал душевное потрясение, которое заставляло его вести себя иначе, чем раньше, начинал эстетически относиться к себе и к миру. На уроках Клавдии Александровны он имел дело не просто со словами о тех или иных чувствах, но с самими этими чувствами, ставшими чужой речью о них и потому способными стать и его собственными переживаниями.

Тимошенко Елена Дмитриевна, приехавшая из г. Свердяновка, работала учительницей русского языка с 1959 года. В совершенстве владела передовыми методами и приемами ведения уроков, при этом тестирование (как метод опроса) использовался почти на каждом уроке. Одной из сильных сторон ее уроков являлось умение заинтересовать учащихся, которое достигается тщательным отбором дидактического материала, его связью с жизнью. Используя в работе опорные конспекты и сигналы, учила детей самостоятельно работать и мыслить. Ее излюбленным методом в работе с детьми и взрослыми было убеждение: она могла подвигнуть любого ребенка, коллектив, родителей и учителей сделать доброе дело, помочь кому-то выполнить малоинтересное задание творчески. Её класс всегда был в центре школьных событий с интересными предложениями и инициативами. Дети с классным руководителем постоянно участвовали в школьных конкурсах. Ребята обожали своего педагога, который понимала, что лучший воспитатель – атмосфера терпимости к шутке, к проказе, насмешке и подвоху, наивному греху лжи. Не менее уважали и ценили этого педагога родители. Они видели в ней доброго помощника, способного повлиять на ребенка в большей степени, чем родители. Поэтому к ней шли за помощью и советом.

Логинова Мария Ивановна из Ставропольского края работала учительницей начальных классов с 1963 года. Зарекомендовала себя как требовательный к себе и учащимся учитель. Методическая грамотность, владение языком, широта знаний и огромная любовь к детям создавали на ее уроке обстановку комфорта. Уроки строила четко, логично, вела работу по развитию навыков устной речи на основе усвоения грамматических категорий. Домашние задания были продуманными, подготовка к их выполнению шла на уроке. Велась работа над развитием навыков аудирования, выразительного чтения, стилистически грамотного, литературного перевода на русский язык. Большое внимание уделяла самостоятельной работе учащихся. Выпустила четыре класса. Проводила большую целенаправленную работу по развитию ученического самоуправления. Внимательный, доброжелательный человек, Мария Ивановна пользовалась уважением коллектива учителей и учащихся, сельчан.

Благодаря всем этим учителям сегодня в школах, учреждениях Табасаранского района работают высококвалифицированные педагоги, руководители, профессионалы своего дела.

В Аркинской, Бурганкентской, Дюбекской, Марагинской, Сиртычской, Халагской, Шилинской, Хурикской и других школах приезжие учителя воспитывали у детей умение самостоятельно мыслить, формировали у них мировоззрение и нравственные ценности, прививали им чувство гражданского долга, уделяли серьезное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, благо нравственные принципы советского образа жизни влияли на воспитание патриотических чувств у молодежи.

Учительницы не только учили детей, но и сами учились у них языку, местным обычаям, а у домохозяек – готовке всевозможных национальных блюд. Они учили учеников, как нужно управлять своими желаниями, ограничивать их, на конкретных примерах показывали, как воспитывать в себе благородные человеческие потребности, олицетворяя знания, жизненную мудрость, образец гражданственности и душевной теплоты. Они считали основным условием нормального развития ребенка его веру в моральную чистоту, справедливость и честность своих родителей, близких, сельчан.

Их труд был самый благородный, они отдали себя трудному и ответственному делу воспитанию юношей и девушек – стратегического ресурса Дагестана. Они с безграничным терпением и беззаветной самоотдачей делали молодое поколение образованным, культурным, прогрессивным, готовя его для процветания Страны гор.