Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Шехтель: самый выдающийся архитектор дореволюционной Москвы - биография и самые интересные работы зодчего

Оглавление

На мой взгляд, самым интересным периодом в истории русской архитектуры является конец 19 - начало 20 века. Это связано и с так называемым "строительным бумом", произошедшим вследствие естественных процессов урбанизации, и с усилением влияния "буржуазии" (если раньше основной запрос на строительство уникальных архитектурных построек происходил со стороны государства, то теперь основным заказчиком были купцы, промышленники и домовладельцы). А общая либерализация России того времени открывала недоступные ранее пути для талантливых людей без знатного происхождения.

Герою сегодняшней статьи помогли все факторы, перечисленные выше: он происходил из не очень богатой и знатной семьи, но был невероятно талантлив. Первые шаги он сделал благодаря частным заказам московских купцов - это позволило ему заработать необходимые для архитектора того времени авторитет и известность, благодаря чему он и смог выбиться в высшее общество. Ну а строительный бум наградил его обилием заказов - герой данной статьи спроектировал за свою жизнь порядка 200 зданий и сооружений!

Нет смысла томить вас ожиданием, тем более вы и сами знаете, кому посвящена данная работа - сегодня я буду рассказывать вам об одном из самых талантливых архитекторов в истории России, и уж точно о самом ярком зодчем рубежа 19-20 веков - о Франце Альберте (Фёдоре Осиповиче) Шехтеле: сначала мы поговорим о его невероятно интересном жизненном пути, а далее уделим внимание его творческой карьере, которая, уж поверьте, заинтересует вас не меньше, чем его биография!

Пару слов о биографии

Франц-Альберт Шехтель родился 26 июля 1859 года в семье колонистов из Баварии: дальние потомки будущего архитектора прибыли в Россию и поселились в немецкой колонии в Саратове ещё в середине 18 века. Позднее Шехтели разъехались по разным уголкам нашей страны. Так, Франц-Альберт Шехтель родился в Петербурге (здесь проходил учёбу его отец, в Технологическом институте). Однако в столице он прожил недолго - в 6 лет его семья вернулась в Саратов, где юный Франц и получил своё первое образование.

Отец Франца Шехтеля умер в 1867 году - тогда будущему зодчему было всего восемь лет. Вся забота о семье свалилась на плечи его матери Дарьи Карловны. Для того, чтобы иметь возможность обеспечить своих детей, мать Шехтеля переехала в Москву и устроилась экономкой в дом Павла Третьякова (того самого, что основал собственную галерею - Третьяковскую). Сам же Франц Осипович остался на попечении у Тимофея Жегина - гласного городской думы, приходившегося Шехтелю тестем. Этот человек и открыл перед Францем дорогу в жизнь: Тимофей Ефимович взял его к себе на попечение, он же оплатил обучение Шехтеля в Саратове, и даже знакомство семейства Шехтеля с Третьяковыми - тоже заслуга Жегина.

Портрет Фёдора Осиповича Шехтеля. Фото взято из Википедии
Портрет Фёдора Осиповича Шехтеля. Фото взято из Википедии

И вот что удивительно - у столь талантливого архитектора, прославившегося не только в России, но и во всём мире, официально не было высшего образования! В Саратове Шехтель окончил "подготовительное училище" (можно сравнить это с современным колледжем), после чего он переехал в Москву (причём поселился он в доме Третьякова - человека, внесшего огромный вклад в формирование Шехтеля как выдающегося творца). В 1875 году Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на архитектурный факультет. Однако, спустя три года обучения, Франц-Альберт был отчислен из училища за "плохую посещаемость". Это усложнило путь Шехтеля к профессии архитектора, однако и без института Франц Осипович смог добиться желаемого: несколько лет он работал в качестве помощника у многих выдающихся зодчих Москвы, тем самым набирая жизненно важный опыт и знания, пригодившиеся ему в дальнейшем!

Впрочем, нельзя сказать, что обучение в училище не принесло Францу Шехтелю никакой пользы. Помимо важных знаний, которыми он обзавелся за несколько лет обучения в институте, Франц-Альберт успел познакомиться там с такими знаменитыми художниками как Исаак Левитан и Николай Чехов. Последний, в свою очередь, познакомил Шехтеля со своим старшим братом, Антоном Павловичем Чеховым, с которым впоследствии у Франца-Альберта была очень длинная и крепкая дружба: это отражено не только в воспоминаниях современников, но и в личной переписке Шехтеля и Чехова, читать которую в наше время - одно удовольствие!

Бюст Шехтеля, установленный рядом с одной из самых выдающихся построек Фёдора Осиповича - Ярославским вокзалом
Бюст Шехтеля, установленный рядом с одной из самых выдающихся построек Фёдора Осиповича - Ярославским вокзалом

Мы привыкли видеть известных и выдающихся людей того времени как этакие культурные машины, неодушевлённые, думающие исключительно о творчестве и не обладающие чувством юмора. Но стоит лишь почитать личные переписки людей того времени и сразу становится понятно - люди не меняются и от поколения к поколению они остаются,в первую очередь, обычными людьми! Вот к примеру, письмо Шехтеля Чехову, написанное в связи с очередной болезнью ослабевшего здоровьем Антона Павловича:

Я слышал, что Вы хвораете все — Вам нужно жениться непременно на светской бедовой девушке, которая бы Вас растормошила хорошенько
Письмо Шехтеля от 17 декабря 1896 года

В ответ на это Чехов отвечает Шехтелю во всё той же шуточной манере:

Милый Франц Осипович, очевидно, у Вас есть невеста, которую Вам хочется поскорее сбыть с рук; но извините, жениться в настоящее время я не могу, потому что, во-первых, во мне сидят бациллы, жильцы весьма сумнительные; во-вторых, у меня ни гроша, и, в-третьих, мне всё еще кажется, что я очень молод. Позвольте мне погулять еще годика два-три, а там увидим — быть может, и в самом деле женюсь. Только зачем Вы хотите, чтобы жена меня «растормошила»? Ведь и без того тормошит сама жизнь, тормошит шибко
Письмо Чехова от 18 декабря 1896 года

Есть в их переписке и разговоры, приправленные крепкой бранью - но не со злости, а скорее наоборот, в шутку. И это тоже полезно знать: Антон Павлович Чехов, как и Франц Осипович Шехтель, тоже были обычными людьми, и мат им был не чужд. Но прикреплять эти цитаты сюда я, пожалуй, не буду - если вы заинтересуетесь этой темой, можете набрать в интернете письмо, начинающееся с обращения Чехова к Шехтелю (обращение это, к слову, очень милое и забавное): "Добрейший и тяжелейший на подъем Франц Осипович!".

К сожалению, я не могу посвятить теме переписке Шехтеля и Чехова целую статью, но благо могу рассказать для вас о характере Шехтеля то, что я вынес из этой переписки (а я прочитал её полностью): Шехтель был отзывчивым человеком, полным энтузиазма и готовым всегда прийти на помощь другу, но при этом он не был большим любителем спонтанностей - внезапно поехать к другу на дачу, бросив работу, он себе позволить не мог. Впрочем, это и не удивительно - Шехтель был весь в работе (и это почти за 15 лет до наступления славы Шехтеля и до начала его по-настоящему серьёзной творческой деятельности), о чём он сам и писал:

Проект Думы (вторичный) заставляет меня ложиться в 2 часа ночи и вставать в 4 утра - совсем изнасиловал себя.
Из письма Шехтеля Чехову от 15 мая 1886 года

Но вернёмся к биографии зодчего. Свою активную творческую деятельность Шехтель начал ещё в 1880-х годах: тогда Франц-Альберт в большей степени занимался не архитектурной, а театральной деятельностью - рисовал и проектировал декорации, а также работал под руководством выдающихся архитекторов в Москве, либо занимался самостоятельным проектированием в провинции, где отсутствие диплома было не настолько критично.

Но позднее Шехтель окончательно встал на путь зодчего - и в этом он добился невероятного успеха, став одним из самых востребованных архитекторов России (но о творческом пути Шехтеля мы поговорим во второй половине статьи, разобрав её на отдельных примерах). Чего уж тут говорить - так и не получив диплом, Шехтель сумел заработать звание Академика архитектуры - и всё это благодаря таланту и трудолюбию Франца-Альберта!

Но, увы, в 1910-х годах наступила чёрная полоса в жизни Шехтеля. Сначала грянула Первая Мировая война, не только отнявшая у зодчего почти все заказы (в то время все деньги шли на фронт, на новое строительство средств в стране просто не было), но и вынудившая его сменить имя и скрыть свои немецкие корни дабы избежать волны ненависти, окатившей тогда всё русское общество (всё-таки в той войне Германия была нашим главным врагом) - именно так Франц-Альберт стал Фёдором Осиповичем (и, с вашего позволения, именно так я и буду называть Шехтеля далее - всё-таки с этим именем зодчий прожил последние годы своей жизни, и с ним он прославился на весь мир).

А потом дела пошли ещё хуже - случилась революция, Шехтель лишился всего, что зарабатывал своим честным трудом на протяжении всей жизни. Да и сам Фёдор Осипович не особо то нужен был новому государству - все резко потеряли интерес к его архитектуре, а новые проекты Шехтеля перестали пользоваться популярностью у архитектурного сообщества (слишком уж много связывало Шехтеля с так ненавидимыми в то время "буржуями").

Итогом этого стала бедность. Помимо снижения интереса к труду Шехтеля, у архитектора ещё и стало слабеть здоровье. Вот как он сам описывал свои последние годы жизни в письме, адресованному книгоиздателю Сытину. В этом послании он предлагал на продажу свою уникальную коллекцию произведений искусств, которую он с трудом сумел сохранить после революции - и всё это для того, чтобы уберечь свою семью от грозящей ей бедности:

Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. <…>
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист
Письмо Фёдора Шехтеля Ивану Сытину, 1926 год

Страшные слова человека, заслужившего своим трудом безбедную старость, но потерявшим всё из-за курса политики тех лет. Ужасно!

Фёдор Осипович Шехтель умер 7 июля 1926 года, за три недели до своего 67-летия.

Таким был непростой жизненный путь Шехтеля, полный взлётов и падений, триумфов и поражений. Но всё же в рассказе о Шехтеле всех нас в первую очередь интересует не биография, а творческий путь Фёдора Осиповича - о нём мы и поговорим далее!

Особняк Зинаиды Морозовой

Дата постройки: 1893-1898 годы
Адрес: улица Спиридоновка, 17

Одной из первых крупных работ Шехтеля стал особняк супруги одного из богатейших людей России того времени Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, расположенный на одной из самых престижных улиц Москвы того времени - Спиридоновке.

Но этот особняк важен не только с точки зрения облика Москвы, он важен и для самого Фёдора Осиповича - именно эта работа принесла славу молодому архитектору, именно в ней он заложил основы своего архитектурного почерка (причём в большей мере речь идёт не о внешнем облике здания, а о его планировке и пространственном положении).

-4

Несмотря на очевидно готическое настроение оформления фасадов здания, при проектировании особняка Морозовой Шехтель применил совершенно новаторский для того времени приём: он построил особняк без ярко-выраженного главного фасада.

Дело в том, что в архитектуре 19 века характерной чертой была фасадность: здание делали красивым со стороны улицы, тогда как его боковые стороны исполняли в более скромной форме. Шехтель же буквально предопределил веяния времени, создав особняк Зинаиды Морозовой, в котором и центральный, и боковой фасады были равнозначны по своей художественной значимости!

-5

Что касается внешнего облика фасада, то здесь можно сказать одно: в нём царит готическое настроение. Самая выразительная часть здания - угловая башенка, подражает архитектуре европейских средневековых крепостей. А вот оконные проёмы, в свою очередь, больше походят на окна какого-нибудь древнего католического собора. В общем, настоящая готика во всех её проявлениях!

-6

Отмечу, что в наши дни Особняк Зинаиды Морозовой выглядит прекрасно - я делал его фотографии в октябре 2021 года, и мне крупно повезло: два года особняк находился на реставрации (в первый раз я застал его полностью покрытым лесами), и в начале октября, буквально за пару дней до моего очередного приезда в Москву, со здания все же сняли леса, так что я смог сделать его фото в, пожалуй, максимально презентабельном виде - сразу после реставрации!

К сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года особняк Морозовой выглядел следующим образом
К сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года особняк Морозовой выглядел следующим образом

Торговый дом Аршинова

Дата постройки: 1899
Адрес: Старопанский переулок, 5

Торговый дом Аршинова является знаковой для Шехтеля постройкой, ведь именно при её проектировании Фёдор Осипович впервые использует детали и приёмы, характерные для стиля модерн. Во многом такая резкая смена предпочтений Шехтеля связана с тем, что в 1900 году он совершил поездку в Париж на Всемирную выставку, на которой особое внимание уделялось архитектуре ар-нуво (французский вариант модерна). Впрочем, и без этого в Москве начинали появляться первые модерновые здания, которые тоже могли вдохновить Фёдора Осиповича на работу в новом стиле.

-8

При проектировании данного здания перед Шехтелем стояла важная задача: обеспечить торговые помещения, располагавшиеся на каждом из этажей здания, достаточным освещением. Решение данной проблемы Фёдор Осипович нашёл в огромном панорамном окне, тянущемся на три этажа и занимающим большую часть фасада здания. Конечно, это не целое окно одного зала - оно разделено межэтажными перегородками на три части, но на фасаде оно выглядит именно как единое целое!

-9

Завершением этой интересной композиции служит выразительный женский маскарон, играющий роль замкового камня этого огромного окна. Ну что тут скажешь - насколько выразителен и прекрасен этот оконный проём, настолько же прекрасно и его завершение в виде милого женского личика!

Здание скоропечатни Левенсона

Дата постройки: 1900 год
Адрес: Трёхпрудный переулок, 9

Одной из самых выразительных работ Шехтеля является скоропечатня товарищества Левенсона, возведённая Фёдором Осиповичем на рубеже 19 и 20 века. В этой постройке Шехтель совместил два своих любимых стиля - модерн и готику. От готики в здании - стрельчатые башни, расположенные как самостоятельно, так и выходящие из основания эркеров на фасаде здания.

Главный фасад здания
Главный фасад здания

Куда больше в здании типографии черт модерна - они видны здесь невооружённым взглядом: помимо общей ассиметричной композиции, характерной для стиля модерн, главный корпус скоропечатни выделяется ещё и своим необычным декором - тут вам и очень интересная облицовка фасада (чередование гладкой штукатурки кремового цвета и кирпичных вставок цвета песчаника), и различные малые архитектурные детали, такие как цветки чертополоха в основании эркера (который, в свою очередь, исполнен в плавных, приятных глазу формах ), а также крупного горельефа в верхней части здания.

-12

Не могу не отметить ещё один любопытный композиционный приём: дело в том, что главный корпус скоропечатни обращён прямо к Мамоновскому переулку, упирающемуся в творение Фёдора Осиповича. И вот что удивительно: для прохожего, идущего по Мамоновскому, здание типографии Левенсона выглядит идеально симметричным. Однако чем ближе зритель приближается к самой постройке, тем отчётливее он видит её асимметрию. Причём вы можете убедиться в этом не выходя из дома: просто вернитесь к первой моей фотографии здания типографии, а потом пролистайте статью обратно и обратите внимание на фото ниже - и вы все сразу поймёте!

И только со стороны Трёхпрудного переулка перед прохожим предстаёт реальная композиция здания: запутанная и достаточно хаотичная!
И только со стороны Трёхпрудного переулка перед прохожим предстаёт реальная композиция здания: запутанная и достаточно хаотичная!

А ведь приём, использованный в данном случае Шехтелем, крайне прост: Фёдор Осипович создаёт, скажем так, ложный фасад - он обращён к переулку и он симметричен, тогда как остальная часть здания прячется в "слепой зоне" смотрящего - за стенами соседних домов, перекрывающих обзор на творение Шехтеля. Гениальный и очень хитрый ход, сбивающий с толку людей, впервые знакомящихся с шедевром на Трёхпрудном переулке!

В общем, здание скоропечатни хорошо как своей общей задумкой, так и отдельными мелкими деталями, коих в этом творении Шехтеля огромное множество. Так что если будете гулять в районе Патриарших прудов, не забудьте заглянуть в Мамоновский переулок - уверяю вас, что здание скоропечатни Левенсона не оставит вас равнодушным!

Особняк Рябушинского

Дата постройки: 1900-1903 годы
Адрес: Малая Никитская улица, 6

Особняк Рябушинского является одной из самых выдающихся построек Шехтеля: скромный, но невероятно элегантный, он стал настоящим образцом московского модерна, которым вдохновлялись многие зодчие Москвы тех лет, и которое в наши дни во всём мире считается настоящим символом русского модерна! Я посетил (а вернее осмотрел снаружи) этот особняк дважды: летом 2020 и осенью 2021, так что на фото ниже вы можете сравнить - как время года влияет на облик этой постройки:

Да, растительность вносит кардинальные изменения во внешний вид особняка: с одной стороны, излишняя зелень скрывает все достоинства фасада здания, но с другой - она создаёт эффект сокровенности здания, как бы скрывая жизнь его обитателей от активного и шумного быта столицы.

-16

Самое главное преимущество здания заключается в его изящной скромности: как известно, красота кроется в простоте, и особняку Рябушинского этот фразеологизм приходится как нельзя кстати! Ведь по факту особняк представляет собой простой параллелепипед с выступающим из него объёмом, оформляющим центральный вход в здание. Да и фасад у особняка простой: облицовка плиткой-кабанчиком, имитирующей кирпичную кладку, без излишнего декора. Однако стоит только приглядеться к деталям, и вы сразу поймете - чем так ценится особняк Рябушинского!

Взять то же крыльцо в боковой части здания: как прекрасны его округлые, плавные формы, всем своим видом имитирующие природные мотивы - ведь это так похоже на изящное движение волн в море! Похожая тематика выражена и в оконных рамах здания: они словно сделаны из воска, медленно таящего под воздействием огня, расплывающиеся будто это вовсе не малая архитектурная форма, а искусно сделанная игрушка! Впрочем, вид оконной рамы может вызвать и другую, более очевидную ассоциацию - с раскидистыми ветвями деревьев (учитывая окружающую особняк растительность, окна как бы перенимают внешний облик окружения).

-17

Отдельного внимания заслуживают интерьеры особняка: здесь морской, "текучий" мотив достигает своего апогея на центральной лестнице, перила которой буквально представляют собой живую волну, выносящую на своём гребне диковинного обитателя морских глубин - медузу, играющую роль светильника. Пожалуй, только Шехтель мог из обычной лестницы сделать истинное произведение искусство со своим сюжетом и динамикой, выходящей за границы архитектурного мира, и приближенной к сфере живописи!

К сожалению, сам в особняк Рябушинского я попасть так и не успел, однако не показать вам знаменитую "морскую" лестницу я просто не могу! А потому я решил использовать фото из интернета - данную фотографию я взял с сайта archisfera.ru
К сожалению, сам в особняк Рябушинского я попасть так и не успел, однако не показать вам знаменитую "морскую" лестницу я просто не могу! А потому я решил использовать фото из интернета - данную фотографию я взял с сайта archisfera.ru

Возвращаясь к фасаду особняка Рябушинского, нельзя не отметить ещё одну выразительную черту - майоликовые панно, расположенные под самым козырьком здания. Эти прекрасные панно выполнены одним из самых выдающихся мозаичистов своего времени - Владимиром Фроловым (автором мозаик Спаса-на-Крови, Морского Никольского собора в Кронштадте и др.).

-19

В общем, особняк Рябушинского - одна из лучших работ московского модерна, в которой Шехтель смог совместить изысканную скромность с захватывающей дух красотой!

Гостиница "Боярский двор"

Дата постройки: 1901-1903 годы
Адрес: Старая площадь, 8

Примерно в то же время Шехтель берётся за проектирование совершенно противоположенной по духу и масштабам постройки: многоэтажного торгового дома с гостиницей, фасады которого тянулись 200 метров вдоль китайгородской стены, утраченной в наши дни.

-20

А упоминание стены Китай-города имеет большое значение при описании "Боярского двора", потому что строительство гостиничного комплекса, корпус которого точно сохраняет в себе изгиб расположенного под ним укрепления древнего города, передаёт особый пиетет Шехтеля к архитектуре прежних лет. И ведь смог Фёдор Осипович вписать огромную и массивную постройку в Китай-город, не нанеся вреда его облику. А вот в советское время стену просто-напросто снесли, так что "Боярский двор" остался этаким напоминанием об утраченной древности.

В этой работе Шехтель снова использует классические для модерна приёмы: выразительные маскароны под карнизом здания (для московского модерна было характерно нарастание богатства декора от нижних этажей к верхним), плавные силуэты форм на фасаде (особенно в этом плане выделяются балконы).

-22

Хочется также заметить, что здание торгового дома и гостиницы "Боярский двор" было очень новаторским для своего времени: многие инженерные особенности ставили это здание в ряд самых прогрессивных построек России тех лет - чего только стоит 12 лифтов, энергию для которых давала находящаяся в этом же здании автономная электростанция!

Но, конечно, в этом заслуг Шехтеля не так много - инженерные работы проводил не сам Фёдор Осипович. Однако, Шехтель сумел обернуть это навороченное изнутри здание в красивую, отвечающую своему времени "оболочку" фасада!

-23

Особняк Дерожинской

Дата постройки: 1901-1904 годы
Адрес: Кропоткинский переулок, 13

Ещё один знаменитый особняк Шехтеля, который, на мой взгляд, представляет меньше интереса для любителя архитектуры, нежели особняк Рябушинского, но всё равно ярко выделяется из массы других московских построек в стиле модерн.

-24

Наибольший интерес в особняке Дерожинской представляет панорамное окно, занимающее почти весь объём центрального фасада здания - помните, мы уже встречали такой приём ранее? Да, и у торгового дома Аршинова, и у особняка Дерожинской оконный проём играет главную роль в формировании облика всего здания!

-25

Но и в остальном особняк Дерожинской выглядит интересно: это всё та же архитектура без изысков (или, как сказали бы в Советском Союзе - без излишеств), однако с запоминающимся силуэтом и удивительными формами!

-26

Кроме того, у особняка Дерожинской есть ещё один необычный приём: несмотря на то, что Шехтель возводит особняк (по определению скромную постройку для одной семьи), он делает его гиперболизированно крупным за счёт отдельных деталей вроде огромного окна или высокого ажурного забора. Этот эффект создаёт этакий диссонанс: с одной стороны здание небольшое, но с другой - крупномасштабное!

Ярославский вокзал

Дата постройки: 1902-1904 годы
Адрес: Комсомольская площадь, 5

Ярославский вокзал можно по праву назвать одним из самых интересных творений Шехтеля, и, пожалуй, самым известным среди туристов - почти все люди, хоть раз бывавшие в Москве, видели площадь "трёх вокзалов". Интересен Ярославский вокзал ещё и тем, что его трудно отнести к одному определённому стилю, так как здание представляет собой смесь северного модерна и русского стиля (причём второй стиль был не особо характерен для творчества Шехтеля, что делает это здание ещё более необычным).

-27

Главная идея Шехтеля при проектировании вокзала заключалась в том, чтобы связать назначение здания с его внешним обликом. Как известно, поезда с Ярославского вокзала уходят в сторону Ярославля и Архангельска, то есть в края русского севера. Так что Шехтель постарался придать зданию вокзала облик исконно русского терема, украсив его фасад различными деталями, придающих зданию "северное" настроение.

Главный вход в вокзал
Главный вход в вокзал

Роль архитектурных доминант принимают на себя шатровая башенка и крупный четырёхскатный гребень, расположенный над главным входом в вокзал - эти монументальные детали задают тон зданию и делают его силуэт запоминающимся.

-29

Однако, не только этим интересен Ярославский вокзал - Шехтель также украсил здание множеством более мелких деталей, неуловимых при беглом рассмотрении вокзала!

В этом плане наиболее интересными мне кажутся майоликовые панно, хаотично разбросанные по всему фасаду здания (но без перебора - каждое панно выглядит уместно). Они выполнены в единой, холодной цветовой гамме, однако посвящены они разным темам: на каких-то панно продолжается тематика севера (природа, обитатели лесов, древнерусская архитектура и т.д.), тогда как на других изображены морские жители (эту тему Шехтель особенно любил и регулярно использовал её при оформлении фасадов своих построек).

-30

Да и в целом постройка Шехтеля выглядит как настоящее произведение искусства, наполненное различными деталями, идеально гармонирующими друг с другом и сливающимися в единую, цельную картину! И даже появившиеся в советское время атрибуты (например, серп и молот, венчающий главный вход на вокзал) не испортили общей картины - эти детали не так сильно бросаются в глаза и не создают излишнего диссонанса.

Типография Рябушинского "Утро России"

Дата постройки: 1907-1908
Адрес: Большой Путинковский переулок, 5

Помимо невероятно красивых зданий с богатым декором и изящными формами, Шехтель также работал и в сфере сугубо рациональной архитектуры, больше походящей не на модерн, а на появившейся в нашей стране позднее конструктивизм. И в качестве примера идеально рациональной постройки Шехтеля я решил привести здание типографии Рябушинского "Утро России", расположенное в Большом Путинковском переулке.

На примере этого здания вы можете убедиться в том, что если бы Шехтель смог бы продолжить свою архитектурную деятельность в СССР, то у него были бы все шансы стать одним из ведущих советских зодчих тех лет.

-33

И ведь действительно - типография "Утро России" обладает всем тем, что в 1920-х годах стало считаться каноном хорошей, современной архитектуры: панорамное остекление, любопытная игра форм при отсутствии декоративных "излишеств" на фасаде, и даже надпись с названием типографии выполнена в виде этакого манифеста, вписанного в плоскость фасада наподобие рекламных слоганов уже советского здания Моссельпрома!

-34

Жаль, что мы так и не увидели полноценных работ Шехтеля в постреволюционную эпоху: думаю, что если бы Фёдор Осипович получил полную творческую свободу, русская архитектура увидела бы много нового и интересного, но увы...

Торговый дом и банк Рукавишниковых

Дата постройки: 1913-1916
Адрес: Нижний Новгород, улица Рождественская, Нижне-Волжская набережная,

Одной из последних работ Шехтеля стал целый комплекс зданий в Нижнем Новгороде, построенных по заказу самой богатой купеческой династии Нижнего - Рукавишниковых.

Я решил рассмотреть эти постройки из-за того, что в них Шехтель совместил весь свой архитектурный опыт и спроектировал здания в двух стилях: торговый дом Рукавишникова, обращённый на набережную Волги, Шехтель сделал неоготическим, тогда как банк, выходящий на одну из главных улиц Нижнего Новгорода - Рождественскую, Фёдор Осипович возвёл в стиле модерн. Получается, что здания, построенные на одном участке (просто обращённые в разные его стороны) имеют, казалось бы, совершенно разные стили, однако оба этих стиля были любимыми у Шехтеля, так что этот комплекс построек наглядно демонстрирует архитектурный почерк Фёдора Осиповича, который он формировал на протяжении долгих лет!

-35

В сторону набережной Шехтель обращает более массивное и масштабное здание торгового дома, что вполне логично: Нижне-Волжская набережная гораздо шире и просторнее Рождественской улицы, а вид на её постройки открывается ещё и с Волги.

Облик торгового дома решён в духе ранних работ Шехтеля: остроконечные щипцы со своеобразными фонарями-пинаклями - очевидно современный способ трактовки готики.

-36

Да и в целом здание торгового дома обладает "зубчатым" силуэтом, характерным для средневековых европейских построек. В каком-то роде этой постройкой Шехтель отсылает нас к началу своего творческого пути: к особняку Зинаиды Морозовой, к типографии Левенсона и даже к собственному семейному склепу - вот такая ретроспектива своего же творчества!

-37

А вот с обратной стороны участка перед нами предстаёт типично-провинциальный модерн, исполненный талантливой рукой Фёдора Осиповича. Почерк Шехтеля здесь отражён в облицовке, выполненной керамической плиткой характерного для работ Фёдора Осиповича цветовой гамме, а также в искусно исполненном композиционном строе банка.

-38

Дополнительным украшением здания служат две скульптуры авторства Сергея Конёнкова, расположенные над центральным входом в здание: вообще Шехтель очень редко прибегал к подобному приёму, но, возможно, в Нижнем Новгороде появление статуй было вызвано особым пожеланием заказчика. Однако во всём остальном Шехтель остался верен своим излюбленным приёмам, создав тем самым образцовую для своей поздней архитектурной деятельности постройку!

-39

Что ж, на этом я предлагаю заканчивать эту и без того затянувшуюся статью - ну а как я мог ещё рассказать вам о творчестве Шехтеля? Как мне кажется, что когда берёшься за архитектора такой величины, отделаться короткой справкой о его творчестве просто невозможно - напротив, нужно детально изучить его творчество на разных примерах. И сегодня я постарался это сделать настолько, насколько это было в моих силах.

Этой статьей я решил начать новый, 2022 год на своём канале. Очень надеюсь, что у меня получилось рассказать о творчестве Фёдора Шехтеля нескучно, ведь я наоборот хотел бы, чтобы моя статья лишь сподвигла вас на дальнейшее изучение творений этого талантливого архитектора!

Спасибо за внимание!