Найти тему
Легенды династии

Шлем Александра Невского

Эти истории рассказывал мне уже как 45 лет назад ушедший в мир иной родственник по материнской линии. Было это в конце 60 годов прошлого века, когда я был еще ребенком дошкольного возраста. Тогда он сослался на то, что все это было известно ему со слов моего отца, а тому со слов деда. В роду деда поколениями передавалась легенда о неком отобранном у предков княжестве, название которого мне в ту пору ничего не говорило.

Во времена нашествия Батыя, один из русских князей не захотел подчиниться воле завоевателей и не поехал как многие на поклон к Хану. Хан прислал многочисленное войско на Русь. Князь будучи не в состоянии одолеть вражеские полчища решил уехать в чужие края, он сложил снятые с себя доспехи и ушел за границу. Через несколько лет князь вернулся на Родину. Его родной брат принял и простил его, единственно в чем упрекнул он брата это в оставленном на поле боя отцовском шлеме. Братья жалели о потере и даже ездили в те места, где был оставлен шлем, но так и не нашли.

В то время я посчитал, что мой дядя просто пересказал мне известную из книг народную легенду, но оказалось что легенда вовсе не народная потому как никому кроме узкого круга людей не известна.

Летописи говорят о побеге в 1252 году в Шведские земли старшего брата Александра Невского - Андрея, вынужденного спасаться от полков темника Неврюя, пришедшего на Владимирские земли. Говорят о пленении семьи Великого Князя и о том, что Неврюева рать перешла Клязьму не сумев захватить князя. Потомки по линии Данилы Московского донесли до нас государственную, официальную версию поисков шлема его предка.

Уже во времена Ивана 4 мастерами Оружейной палаты был изготовлен суррогат шлема Александра Невского якобы утерянного им самим на полях сражений.

Шапка Иерихонская
Шапка Иерихонская

Царствующая линия потомков Александра Ярославовича вероятно имела некоторые сведения о предсмертном завещании, но в связи с младенческим возрастом Данилы получила неверную интерпретацию этого завещания-просьбы.

Шлем найденный в 1808 году (Музей Московского Кремля)
Шлем найденный в 1808 году (Музей Московского Кремля)

Разумеется никакого утилитарного значения шлем, о котором просил князь не имел. Так уж устроен человек, что чувствуя приближение смерти он вспоминает и просит о вещах которые могут иметь чисто символическое значение, когда просить о чем то серьезном незачем.

Летопись не дает точных данных успел ли кто то из сыновей проститься с отцом до 14 ноября 1263 года.

Достоверно известно, что Александр Ярославович умер в Городце, возвращаясь на Русь из Орды и успел постричься в схиму. Его семья должна была находиться во Владимиро-Суздальской земле всего в 150 верстах от Городца.

Содержание предсмертной просьбы Александра могло стать известным потомкам старшего сына Василия Александровича. Василий, который по преданию является пращуром существующей ныне крестьянской ветви потомков Александра Невского мог сам быть участником поисков шлема своего деда о которых говорит известная мне от предков легенда. В 1255-1256 годах, когда Андрей Ярославович вернулся на Русь ему было 15-16 лет. С 1257 года он жил в Суздальских землях.

Согласно легенде о поисках шлема самим Александром, этот предмет имел для него значение, и ценность доспеха была известна его братьям возможно потому, что шлем был дополнен письменами и изображениями святых при самом Александре. Когда его отец Ярослав весной 1238 года вернулся в северную Русь перед ним встал извечный русский вопрос - Что делать? Он не мог серьезно надеяться ни на помощь Киева, который он занял силой, ни на помощь с запада. Тут уж действительно надо было рассчитывать на чудо и просить помощи у Бога.

Благодаря письменам "Помоги Господи Рабу твоему Федору" еще в 19 веке было установлено имя его владельца. Федор - крестильное имя Ярослава Всеволодовича. Однако историки пришли к неверному выводу, что шлем был утерян самим Ярославом во время Липецкой битвы 1216 года. В условиях того времени обращение за помощью к Богу не могло иметь какого либо смысла. Военный конфликт разгорелся между старшими братьями Ярослава - Юрием и Константином, оспорившем решение их отца передать Великое Княжение Юрию. Ярослав всего лишь поддержал брата.

Деревня Лыково находится значительно южнее северной окраины города Юрьев Польский где произошло сражение. Ярослав отступал в направлении Новгорода и никак не мог попасть на юг закрытый от него полками неприятеля. В то время на поле боя не оставляли даже одежды, не говоря об оружии. Места боев были хорошо известны местным жителям, которые были вынуждены хоронить погибших, да и сами были рады использовать любую железяку в хозяйстве.

Шлем мог остаться в Суздальских лесах позднее, когда Неврюй перешел Клязьму и старший сын Ярослава Андрей, был вынужден бежать, тогда когда разыскивать железо в лесах было уже некому. Шлем мог передаваться в семье еще от прадеда - Юрия Долгорукого и быть дополнен обращением к богу и изображением Святых уже его внуком. Перед Ярославом помимо всего прочего встал вопрос самого существования правящей династии и преемственности власти.

В 1240 году в семьях самого Великого Князя и его сына Александра появились сыновья названные Василиями с которыми были связаны надежды их отцов на восстановление суверенной власти. Одна из икон деисусного ряда - икона Святого Василия, вероятно символизировала эти надежды; - от Святого Георгия, небесного покровителя павшего на Сити брата Ярослава Юрия, к сыновьям утратившего независимость Ярослава Всеволодовича и его сына Александра. Именно это символическое значение - надежду на обретение независимости феодального государства в лице потомков правящей династии имели изображения святых и письмена на шлеме, хранящегося ныне в Оружейной палате Московского кремля. Именно поэтому Александр просил найти оставленный братом Андреем воинский доспех. Его обретение в канун отечественной войны 1812 года выглядит символично на фоне победы над Наполеоном и современных побед русского воинства.