В 60 километрах от Петербурга по старой московской дороге, в деревне Андрианово на берегу Большого пруда располагается старинная усадьба Марьино – настоящая жемчужина русской архитектуры 19 века, некогда родовое гнездо графов Строгановых и князей Голицыных.
Такой была Софья Владимировна Строганова в 1808 году, когда ее портрет писал французский художник Жан-Лоран Монье. Здесь она в самом расцвете женской красоты и, кажется, светится от счастья. Увы, через несколько лет ее жизнь резко изменится: на поле боя погибнет старший сын Александр, а через 3 года умрет любимый муж Павел.
Князь А. Чарторыйский писал Н. Н.Новосильцеву: "Слыхали ль вы уже, милый друг, о случившемся несчастье? Бедный Александр Строганов убит почти на глазах своего отца, который в полном отчаянии. Что будет с бедной графиней Софьей Владимировной? Выдержит ли она этот ужасный удар?"
Графиня выдержала. Тут важно вспомнить, что она была дочерью княгини Натальи Петровны Голицыной. В Петербурге княгиню иначе, как «Пиковой дамой», не называли. Именно этот образ ветхой, непривлекательной старухи «в сочетании с острым умом и царственной надменностью» и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы». Когда А.С. Пушкин написал повесть «Пиковая дама», Наталье Петровне было уже 90 лет. О какой былой красоте здесь можно говорить! А вот характер, властный и решительный, она сохранила до последних дней. Светская дама до мозга костей, она была хорошей матерью, дала детям прекрасное воспитание и образование. Софья Владимировна, оставшись вдовой в 42 года, в полной мере реализовала свои таланты именно благодаря твердости и силе характера, унаследованного от матери.
XIX век
Став единственной владелицей имения Строгановых (всего до 46 тыс. душ), Софья Владимировна самостоятельно занималась управлением имения Марьино, порой нарушая сложившиеся традиции и проявив незаурядные административные и хозяйственные способности. Так, вся администрация в имении состояла из её бывших крепостных, за свой счет она посылала способных крестьян получать образование в Европу. Здесь же ею была основана земледельческая школа, в которой обучались крестьянские дети.
Старый усадебный дом был перестроен архитектором И. Ф. Колодиным,
по его же проектам был разбит английский парк.
XX век
Последним владельцем усадьбы был правнук Софьи Владимировны Строгановой - Сергей Павлович Голицын. После 1917 года и до 1929 года в усадебном доме располагался Музей дворянского быта. Было что показывать, не все разграбили и порушили в лихие годы Гражданской войны. Экскурсоводом в этом музее был сам Сергей Голицын, ( расстрелян в 1938 году). С тех пор кто только не работал или не отдыхал в этом роскошном особняке. Здесь в разное время располагались санаторий для членов Академии наук, Горно-геологический НИИ АН, детский дом, пансионат для рабочих оборонного завода. К концу ХХ века от былой роскоши остались воспоминания, фундаменты многочисленных построек и стены главного усадебного дома.
XXI век
Усадьба Марьино в 60 километрах от Петербурга по старой московской дороге – прелестное место, восстановленное после почти вековой разрухи. В 2012 году здесь торжественно отметили ее двухсотлетие.
И даже установили памятную колонну, как это было заведено встарь. Теперь это отель "Усадьба Марьино" для семейного отдыха.
От былых времен не осталось ничего, тем более ценно, когда любовно и бережно восстанавливается то, что было утеряно. Особняк, парк восстанавливались по сохранившимся в архивах проектам и акварелям: художники любили эти места, а роскошь и стильность интерьеров даже удивляла. Это не мемориальная усадьба, здесь нет вещей, предметов, принадлежащих бывшим владельцам. Мебель, посуда, украшения интерьера собирались и приобретались по хронологическому принципу и стилевому соответствию: могла быть такая вещь в этом доме? И, если «да», она занимала соответствующее место в особняке.
Архитектура усадебных домов подразумевает анфиладность, и ты перетекаешь из одного нарядного пространства в другое,
пока не останавливаешься в спальне- номере. Среди номеров нет ни одного, похожего на другой. Каждый из них - особенный: интерьеры восстановлены по сохранившимся с XIX века документам, дневникам современников и рисункам, акварелям.
Предметы интерьера, мебель, картины, посуда, вазы , люстры и светильники разыскивались в антикварных магазинах, они соседствуют с современными вещами. В декоре помещений используются живописные и графические работы Х1Х – ХХ веков, мелкая пластика из фарфора и бронзы, шёлковые ткани и гобелены, антикварная мебель, а также современная мебель из дорогих пород дерева.
Посещение старинных усадеб всегда вызывает странное чувство - ностальгию по ушедшим временам. Можно ли тосковать, "ностальгировать" по той жизни, которой мы никогда не жили? Оказывается , можно. Здесь воссоздана атмосфера благополучия, достатка, уюта и осмысленности, в которую невольно погружаешься и начинаешь наслаждаться. И так и хочется придержать воображаемый кринолин, проходя по анфиладе комнат и присаживаясь в старинное кресло. Усадьба Марьино не музей, а живое уютное пространство, где вы чувствуете себя гостями, приехавшими к Голицыным на Рождество.