Ведя увлекательный диалог об искусстве, я пыталась объяснить, почему люблю реализм в живописи, и не понимаю импрессионизм. И в ходе беседы я подумала, что все искусство можно разделить на объективное и субъективное.
Объективное - это что-то не зависящее от нашего восприятия, это объект, который существует независимо от нас.
Субъективное - это что-то зависящее от нас, нашего восприятия, эмоций, мнения, точки зрения. Это наше восприятие объекта.
Достаточно давно философы столкнулись с проблемой восприятия мира. Все, что мы видим и ощущаем, проходит через анализ наших чувств и искажается. Поэтому мы никогда не сможем познать настоящую реальность, иначе нам надо вылезти из собственного Я.
Но одно дело, когда десять человек видят допустим поляну, как некое поле в цветах посреди лета, и совсем другое, когда другой человек увидит на этом поле хоровод чертей. Уже можно более точно сказать, что поле с цветами - это объективная реальность, а хоровод чертей субъективная.
Мне кажется, так и искусство можно разделить на объективное и субъективное. Творческая личность передает свои ощущения от мира через искусство. Ощущения всегда субъективны, но как и пример с полем, они могут быть вполне конкретны и объективны в данной ситуации.
Допустим живопись.
Существуют реалистичная живопись. Есть гиперреализм, портрет, пейзаж, натюрморт... Все максимально понятное для каждого человека.
От этих картин тоже возникает множество эмоций у всех людей. Но при этом на них нет искажения объективной реальности, либо оно минимально.
С другой же стороны возникают более "творческие" жанры - импрессионизм, как "переходная форма" от объекта к эмоциям, сюрреализм, экспрессионизм и т.д.
Такие работы уже менее понятны или вовсе непонятны многим людям. На них автор пытался передать свои эмоции, свой субъектный мир, своих "чертей на поле".
Другой человек воспринимает такую живопись как самостоятельный объект, на который он выстраивает собственные эмоции, путается в них.
Что на счет музыки?
Здесь все также просто. Объективное искусство оно проще для восприятия всех людей, поэтому исторически оно появилось раньше в любом виде творчества.
Объективное музыкальное творчество - это песня. Когда есть слова, понятно, о чем поет человек (о чем видел о том и спел).
Субъективное творчество - это мелодия. Композиторы, переживающие свою гамму эмоций создают удивительные произведения. Но могут ли понять эти произведения остальные люди?
Но есть же литература...
Да. И она тоже может иметь такие свойства.
Объективная литература - это точные сведения о чем-либо. Это товарная книга, анамнез пациента, научная статья. Это данные, факты, описывающие реальность.
Субъективная литература - это любое художественное сочинение. Начиная от биографий, заканчивая крайне психоделичными произведениями, например К. Кастанеды.
Вывод
Как не возможно чистое объективное восприятие реальности такой, какая она на самом деле, так и не может существовать чистое объективное искусство. В любом случае степень ощущений творца там будет присутствовать.
Но я думаю, что вы согласитесь, что можно разделить любое творчество на реалистичное, понятное и объективное, и наоборот на непонятное, нереалистичное, субъективное.
Я не знаю, размышлял ли кто-то еще на подобную тему, если да, делитесь статьями и ссылками, мне будет интересно. Пишите в комментариях, что вы думаете на эту тему и подписывайтесь на канал.