Найти тему
Ареал Добра

Трамплинистам посвящается...

Если сегодня спросить молодых спортсменов – лыжных двоеборцев, - Где в Горьком были трамплины? - то все назовут волжский откос у Сенной площади. Чуть-чуть подумав, назовут еще трамплины спортшколы по лыжному двоеборью в Кузнечихе. Более возрастные спортсмены и тренеры могут вспомнить базу железнодорожников «Слуда» на Окском откосе. Там, когда-то было отделение по лыжному двоеборью, и три учебных трамплина 10-и, 15-и и 20-и метровый. Но можно поспорить на килограмм золота, что никто не вспомнит трамплин в Сормовском парке, хотя когда-то он был одним из крупнейших в городе, и на нем проводились Республиканские соревнования.

Как ни удивительно, прыжки на лыжах с трамплина вошли во второй комплекс ГТО («готов к труду и обороне», кто позабыл) еще в 1932 году, как упражнение на смелость. Поскольку готовых трамплинов не было, их делали на склонах из снега и подручных средств. Первый в Горьком трамплин, похожий на современные, был построен на откосе у Сенной площади в 1947 году. Он позволял прыгать на 30 метров. Развитие этого спорта, держалось, разумеется, на местных энтузиастах, и подпитывалось тем общим подъемом, который испытывала страна-победитель после окончания войны.

Трамплин на Сенной был перестроен к пятидесятому году, и позволял прыгать уже на 40 метров, и тогда же силами рабочих- сормовичей в парке между центром Сормова и 21-ым авиационным заводом стали строить трамплин, чтобы он был не хуже, чем в нагорной части. Для увеличения его высоты был использован спуск к реке Левинке, которая протекала по парку. Это был единственный заметный перепад рельефа на ровной как блин территории Сормова. Выкат с горы приземления выходил на замерзающую зимой речку, а летом трамплин оказывался на оживленном городском пляже, что потешно смотрится на фотографии. У трамплина не было заграждения, поэтому на него, как на смотровую площадку свободно ходили посетители парка фотографироваться.

Что касается спортивных качеств сооружения, все спортсмены сходились во мнении, что трамплин получился не совсем удачным, или, если угодно, своеобразным. Это и неудивительно, ведь объяснить, какая должна быть у него геометрия было некому. Хотя на соревнованиях выполнялись прыжки под сорок метров, приземление получалось жестким из-за слишком пологой горы. Так что прославиться в спорте сормовскому чуду не случилось. Зато окрестные дети прыгали с трамплина на всём, что движется: на простых лыжах, на санках, на фанерке и просто так. Их, конечно, гоняли, но без большого успеха. У этих стихийных трамплинистов часто бывали травмы, но «рекорд» побил один мальчик, прыгнувший с трамплина на беговых лыжах.

-2

Прервусь на краткое пояснение. Соревноваться на трамплинах стали практически с начала 20-го века. Сперва общепринятой техники прыжка не было, потом мировые лидеры– норвежцы победили в 1936 году с позой: лыжи вместе руки вытянуты в стороны, как крылья. Потом появилась «аэродинамическая» позиция, когда спортсмен прячется за сведенными вместе лыжами, прижимая руки вдоль тела и максимально наклоняясь вперед. Современную V-образную позу первым продемонстрировал швед Ян Боклев только в 1989 году.

Продолжаю грустный рассказ: юный герой сделал в полете все, как взрослые прыгуны - вытянулся вперед нагнулся к лыжам. Но вот незадача, круто загнутые концы деревянных беговых лыж залезли ему в ноздри. Задумавшись над проблемой, мальчик не успел ее решить до приземления, и получил травму носа, наподобие пойманных участников

Пугачёвского восстания. Впрочем, эти случаи не уменьшали юношеского энтузиазма молодого сормовского населения.

В 1958 году было закончено возведение 90-метрового трамплина у Сенной площади, а Сормовский постепенно ветшал и становился неактуальным. Его металлическую конструкцию разобрали в самом начале 60-х годов, и в моем детстве мы видели только бетонные основания сооружения. Потом и они были демонтированы, и следы от трамплина остались только в памяти глубоких пенсионеров, да на пожелтевших газетных фото.

А что, кстати, сталось с остальными трамплинами? Кузнечихинская школа еще существует, спортшкола на Слуде приказала долго жить. На ее месте теперь особняк без вывески за трехметровым забором. Трамплины на Сенной решили модернизировать к олимпиаде 2014 года. Вместо советского монстра должны были появиться три австрийских красавца на 60, 90 и 125 метров. Почти год строители пилили на металлолом конструкции наверху откоса и гору приземления. Их ждал успех, местность от железа очистили. Ура! Полдела сделано! Но тут вероломные деньги на строительство куда-то ушли, обнявшись с деньгами за сдачу металла, и больше их никто не видел.

Сейчас стройка возобновилась, но решили возвести только шестидесятиметровый трамплин. Для полноценной работы школы олимпийского резерва, когда-то лучшей в Советском Союзе, этого, конечно, мало. Но, пусть сбудется хоть то, что есть. А мы восславим смельчаков – спортсменов, не боящихся посвятить жизнь отчаянным прыжкам.