Без этого простого механизма невозможно представить современную технику, тем не менее, многие цивилизации древности прекрасно без него обходились и отсталыми их называть язык не поворачивается. Тем не менее, изобретение колеса серьезно продвинуло человеческую цивилизацию вперед и его история не менее интересна, чем история самого колеса.
На ранних этапах истории человечество прекрасно обходилось без колеса, используя для передвижения на пока небольшие расстояния собственные ноги, вьючных животных и различные приспособления типа салазок, очень эффективные на полном бездорожье. Но время шло, дороги утрамбовывались и пользоваться салазками на них становилось все более проблематично. Изобретение нового движителя также ускорила аридизация климата, заставившая первых земледельцев евразийских степей перейти к кочевому скотоводству, потребовавшему принципиально новых средств передвижения.
Прототипом колеса можно назвать каток - цилиндрический предмет, который подсовывали под салазки с целью облегчения хода по твердой поверхности. Естественно, такое улучшение было полумерой, не способной кардинально изменить мобильность человека, но в V тысячелетии до н. э неизвестному гению, принадлежавшему к археологической культуре Кукутень, распространенной на территории современной Румынии, пришла идея сначала отрезать от большого деревянного катка тонкие диски, а затем насадить их на ось и полученную конструкцию присоединить к деревянному кузову, изобретя таким образом не только движитель, но и средство передвижения, в которое поначалу запрягали волов (примерно так выглядели игрушечные повозки, найденные в 1981 году румынским археологом Михаем Дину).
Новое изобретение быстро разошлось по всей Евразии, ведь люди видели в нем спасение от надвигающейся засухи, которая превращала когда-то цветущую степь в пустыню, а перед людьми оставляла два выхода - умереть от голода или уйти. Многие выбирали второе, сооружая повозки, грузя в них весь свой нехитрый скарб, запрягая в оглобли оставшуюся скотину (а иногда запрягаясь вместо нее) и двигаясь с насиженного места куда глаза глядят.
Та роль, которую колесо сыграло в жизни людей, была бесценна, поэтому неудивительно, что оно стало предметом поклонения у своих изобретателей - индоевропейских народов. В нем видели символ Солнца, способный нести как созидание, так и разрушение. С последним трудно не согласится, ведь примерно в это время колесо начало активно применяться в военном деле, когда на базе повозки были созданы боевые колесницы, быстро распространившие колесо по всему Старому Свету, где оно долго ещё будет определять историю.