В литературе есть несколько важных вещей, которые ни в коем случае не стоит путать друг с другом. Гоголя с Гегелем, например, или метафору с метонимией, а также запятую с её отсутствием.
Антагониста вот не рекомендуется путать с антигероем, иначе можно запутаться в нравственных ориентирах и уехать не туда. Попробуем объяснить простыми словами и откалибровать наши моральные компасы.
Для начала надо разобраться со словом "герой". В русском языке оно используется как в значении "литературный герой" (=персонаж), так и в значении "кругом молодец". И вот так оно подминает под себя два противопоставления: "герой - злодей" (они же "положительный герой" и "отрицательный герой") и "главный герой - антагонист".
Главный герой - действующее лицо, вокруг которого строится произведение. Он может быть как положительным (Василий Тёркин - герой поэмы "Василий Тёркин"), так и отрицательным, и тогда он получает приставку "анти-". Примеры антигероев - Иудушка Головлёв, Гумберт Г. Гумберт, Артемис Фаул. Эти главные герои делают нехорошие вещи и демонстрируют нехорошие личные качества, а часто и "говорящие" нехорошие имена.
Они могут быть и более симпатичны читателю, если под чертами типичного негодяя скрывается неоднозначный, развивающийся персонаж - как Эдмон Дантес, Йозеф Швейк или Евгений Онегин (случаи, когда романтические герои совершают явно нехорошие поступки, но автор их даже не особо и порицает, - отдельная категория прекрасного).
Другое слово для главного героя - "протагонист". Среди действующих лиц может найтись персонаж, явно ему противостоящий, и его мы называем "антагонистом".
Он не обязательно плохой - он может быть и положительным персонажем, если главный герой - на самом деле антигерой. У Шекспира заглавному антигерою Макбету противостоит положительный антагонист Макдуф.
Порфирий Петрович - антагонист Раскольникова. Тут всё просто. А вот сам Родя - герой или антигерой? Сложно: стрелка морального компаса дрожит и делает полный оборот к концу романа. Ставрогин - тот явный демонический антигерой, но в "Бесах" у него нет чёткого антагониста - скорее, сюжет строится на конфликте четырёх протагонистов.
Сложно, потому что выраженное деление на героев и антигероев и яркий сюжетный конфликт характерны для романтических жанров и эпох - или же для назидательных (не допускающих неоднозначных трактовок) и "лёгких", развлекательных произведений (не допускающих излишней нагрузки на читателя), в то время как реализм стремится изобразить персонажей во всей полноте их сложных мотивов и переживаний.
~*~*~
Если понравилось - подписывайтесь на тег #чпс_простымисловами . Посмотрите ещё: Как найти в книге "абажур"? и Что значит "вчитать"?