Найти тему
Оружейная комната

Первый быстроходный. БТ-2

Первый быстроходный. БТ-2

Приветствую!!! Продолжаю писать об истории отечественного танкостроения. В этой статье речь пойдет о семействе бысроходных танков. Первый из них - БТ-2! С него и начну!

Если говорить, что БТ-2 - отечественный, то это не совсем так. Он больше американский, нежели наш, но обо всём по порядку.

Вплоть до 1929 года Советский Союз почти не производил танков. В стране надлежало практически с нуля создавать целую танковую отрасль, готовить и обучать специалистов (конструкторские и производственные кадры), подготовить промышленную базу и КБ для обеспечения армии современной бронетехникой. 22 ноября 1929 года в стране было образовано Управление по моторизации и механизации РККА, первым руководителем которого стал комкор И. А. Халепский. Он был ярым сторонником ускорения производства в СССР танков за счет приобретения и лицензирования новейших образцов техники за рубежом.

6 декабря 1929 года было принято решение о выделении денежных средств на приобретение иностранных танков. 

Уже 30 декабря закупочная комиссия под руководством Халенского и начальника инженерно-конструкторского отдела УММ С. А. Гинзбурга отправилась в США, где провела переговоры с американским конструктором, изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о возможности покупки нескольких экземпляров его танка М1931 и последующего лицензирования производства танка в Советском Союзе.

М 1931 "Кристи"
М 1931 "Кристи"

Танк являлся передовым с точки зрения применяемых в нем конструкторских решений. Использовплась сварка прт сборке корпуса, расположения двигателя было поперечным. К тому же танк мог передвигаться на колесах (по шоссе) и на гусеницах (по пересеченной местности). В то время это был самый быстрый в мире танк (скорость движения более 70 км/ч на колесах и более 45 км/ч на гусеницах). 

При этом комиссия не была удовлетворена полностью этой машиной, но так как сроки были сжатые, а производство проекта своего "прорывного танка" Т-24 шло медленно, было принято решение о покупке американского танка!

В США были заказаны два танка М1931 общей стоимостью 60 тысяч долларов, а также запчасти к ним на сумму 4 тысячи долларов. Еще 100 тысяч долларов Советский Союз обязывался заплатить за право выпускать данные танки на протяжении 10 лет.

Кристи на своем танке
Кристи на своем танке

М1931 были отправлены из США в Советский Союз 24 декабря 1930 года. В Советский Союз танки прибыли без башен, помимо этого, комплект документации американцами был передан не в полном объеме. Но в этой ситуации советскую сторону выручила служба внешней разведки — недостающие чертежи танка были тайно приобретены у помощников Кристи и переправлены в СССР.

Кристи на испытаниях в СССР
Кристи на испытаниях в СССР

После проведения испытаний танк доработали. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для этих целей было создано отдельное КБ под руководством Н. М. Тоскина. 

Так и появился танк БТ-2. Производство наладили в харькове, в начале 1932 г. Производство столкнулось с разными друдностями, но в итоге всё было налажено.

Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием. 

БТ-2
БТ-2

БТ-2 представлял собой легкий однобашенный колесно-гусеничный танк классической компоновки, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением и обладающий противопульной броней. Броневая защита танка была противопульной, она обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Корпус танка собирался из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. Лоб, башня и борта корпуса имели бронирование 13 мм, корма — 10 мм, днище корпуса — 6 мм. Максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Танк БТ-2 отличался наличием комбинированного колесно-гусеничного хода. Его ходовая часть состояла из пары передних направляющих колес диаметром 550 мм, пары задних ведущих колес диаметром 640 мм и четырех пар сдвоенных опорных катков, обладавших диаметром 815 мм. Опорные катки танка были снабжены резиновыми бандажами. 

Силовая установка танка была представлена 12-цилиндровым авиационным четырехтактным карбюраторным V-образным двигателем жидкостного охлаждения марки «Либерти» (или его производимым в Советском Союзе аналогом М-5-400). Максимальная мощность данного двигателя составляла 400 л.с.

Основным вооружением танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором на первых 200 танках, затем в качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм.

Всего было произведено 620 танков БТ-2! Они приняли участие в ВОВ. Основная масса потерь была на ее начало, но по некоторым данным единицы оставались в строю аж до 1944 года.

На этом все! Подписывайтесь!

Читайте также!

Русский "Виккерс". История Т-26

Последний из БТ. БТ-7

Т-18 - первый отечественный серийный танк!

Царь-танк!

БТ-5 - наследник БТ-2!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц