Первый быстроходный. БТ-2
Приветствую!!! Продолжаю писать об истории отечественного танкостроения. В этой статье речь пойдет о семействе бысроходных танков. Первый из них - БТ-2! С него и начну!
Если говорить, что БТ-2 - отечественный, то это не совсем так. Он больше американский, нежели наш, но обо всём по порядку.
Вплоть до 1929 года Советский Союз почти не производил танков. В стране надлежало практически с нуля создавать целую танковую отрасль, готовить и обучать специалистов (конструкторские и производственные кадры), подготовить промышленную базу и КБ для обеспечения армии современной бронетехникой. 22 ноября 1929 года в стране было образовано Управление по моторизации и механизации РККА, первым руководителем которого стал комкор И. А. Халепский. Он был ярым сторонником ускорения производства в СССР танков за счет приобретения и лицензирования новейших образцов техники за рубежом.
6 декабря 1929 года было принято решение о выделении денежных средств на приобретение иностранных танков.
Уже 30 декабря закупочная комиссия под руководством Халенского и начальника инженерно-конструкторского отдела УММ С. А. Гинзбурга отправилась в США, где провела переговоры с американским конструктором, изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о возможности покупки нескольких экземпляров его танка М1931 и последующего лицензирования производства танка в Советском Союзе.
Танк являлся передовым с точки зрения применяемых в нем конструкторских решений. Использовплась сварка прт сборке корпуса, расположения двигателя было поперечным. К тому же танк мог передвигаться на колесах (по шоссе) и на гусеницах (по пересеченной местности). В то время это был самый быстрый в мире танк (скорость движения более 70 км/ч на колесах и более 45 км/ч на гусеницах).
При этом комиссия не была удовлетворена полностью этой машиной, но так как сроки были сжатые, а производство проекта своего "прорывного танка" Т-24 шло медленно, было принято решение о покупке американского танка!
В США были заказаны два танка М1931 общей стоимостью 60 тысяч долларов, а также запчасти к ним на сумму 4 тысячи долларов. Еще 100 тысяч долларов Советский Союз обязывался заплатить за право выпускать данные танки на протяжении 10 лет.
М1931 были отправлены из США в Советский Союз 24 декабря 1930 года. В Советский Союз танки прибыли без башен, помимо этого, комплект документации американцами был передан не в полном объеме. Но в этой ситуации советскую сторону выручила служба внешней разведки — недостающие чертежи танка были тайно приобретены у помощников Кристи и переправлены в СССР.
После проведения испытаний танк доработали. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для этих целей было создано отдельное КБ под руководством Н. М. Тоскина.
Так и появился танк БТ-2. Производство наладили в харькове, в начале 1932 г. Производство столкнулось с разными друдностями, но в итоге всё было налажено.
Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.
БТ-2 представлял собой легкий однобашенный колесно-гусеничный танк классической компоновки, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением и обладающий противопульной броней. Броневая защита танка была противопульной, она обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Корпус танка собирался из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. Лоб, башня и борта корпуса имели бронирование 13 мм, корма — 10 мм, днище корпуса — 6 мм. Максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Танк БТ-2 отличался наличием комбинированного колесно-гусеничного хода. Его ходовая часть состояла из пары передних направляющих колес диаметром 550 мм, пары задних ведущих колес диаметром 640 мм и четырех пар сдвоенных опорных катков, обладавших диаметром 815 мм. Опорные катки танка были снабжены резиновыми бандажами.
Силовая установка танка была представлена 12-цилиндровым авиационным четырехтактным карбюраторным V-образным двигателем жидкостного охлаждения марки «Либерти» (или его производимым в Советском Союзе аналогом М-5-400). Максимальная мощность данного двигателя составляла 400 л.с.
Основным вооружением танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором на первых 200 танках, затем в качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм.
Всего было произведено 620 танков БТ-2! Они приняли участие в ВОВ. Основная масса потерь была на ее начало, но по некоторым данным единицы оставались в строю аж до 1944 года.
На этом все! Подписывайтесь!
Читайте также!
Русский "Виккерс". История Т-26
Т-18 - первый отечественный серийный танк!