Собирался сделать небольшую заметку про своих любимых басистов. Три, может пять человек. Начал писать об одном из них. И неожиданно понял, что об этом музыканте коротенько рассказать не получится. Вот что получилось в итоге.
John Wetton. Если бы в британском прог-роке присуждались звания "народный" или "заслуженный", Джон Уэттон обязательно бы их имел. Уэттон родился 12 июня, 1949 года в городе Дерби, графство Дербишир, Англия. Первый музыкальный опыт он получил, играя духовную музыку на домашнем пианино. Частенько Джон исполнял басовые партии, чтобы помочь своему брату репетировать мелодии для церковных служб.... Приобретенный опыт помог Джону почувствовать и полюбить связь между основной мелодией и басовыми линиями. Эта любовь прошла красной нитью через всю его карьеру. В подростковом возрасте Джон оттачивал свои навыки, играя на бас-гитаре с местными группами The Corvettes, Ginger Man, The Palmer-James Group и Tetrad, которая исполняла каверы на Vanilla Fudge, Traffic и The Graham Bond Organisation. Тогда же он начал петь и открыл в себе талант к сочинению песен в соавторстве с одним из своих коллег, Ричардом Палмером-Джеймсом. Эти дружеские и творческие отношения будут процветать потом в течение пяти десятилетий.
Первые записи с участием нашего героя вышли в 1970 году. Это был лонгплей психоделической команды Edwards Hand "Stranded" (продюсером которого был между прочим сам Джордж Мартин) и сингл "Sleeping in the Kitchen" прогрессивного фьюжн-коллектива Mogul Thrash. Затем в 1971-1972 годах последовала работа с фолк-трио Jade (один сингл), христианским рокером Ларри Норманом (Larry Norman) (один альбом), будущим вокалистом и басистом King Crimson Гордоном Хаскеллом (Gordon Haskell) (один альбом), продолжилось сотрудничество с Mogul Thrash (один альбом). Причем кое-где Джон не только пел и играл на басу, но исполнял и гитарные и клавишные партии. Самым же известным местом работы Уэттона в это время стала эклетик-проговая группа Family, с которой он записал два альбома "Fearless" и "Bandstand".
Видео канала Bruno S.
И как высшая точка первого периода творческой деятельности - приглашение от друга детства Роберта Фриппа в King Crimson. С Кримзон Уэттон записал три альбома в 1972-74 гг. Их названия все знают, надеюсь. О двух из них я недавно рассказывал. А любимую вещь с третьего включу в заметку.
В 1973-м Джон также успел поучаствовать в альбомах Питера Бэнкса (Peter Banks) из Yes, Брайана Ино (Brian Eno) и Питера Синфилда (Peter Sinfield), отвечавшего на первых альбомах King Crimson за "тексты и озарения".
Такой трудоголик, как Уэттон, сидеть без дела, естественно, не мог и в 1974-м. Он сыграл у Брайана Ферри (Brian Ferry) на "Another Time, Another Place" не только на басу, но и на скрипках. Позже в 1976-78 гг. Джон запишет еще три альбома с Брайаном. Он также помог бывшим коллегам по Family Роджеру Чэпмену и Чарли Уитни (Roger Chapman & Charlie Whitney) на первом лонгплее их новой группы Streetwalkers, И это помимо основной работы.
В том же 1974 году после блистательного шоу в Центральном парке Нью-Йорка Фрипп поставил деятельность KC на паузу, которая, как оказалось позднее, изрядно затянулась. Уэттон в итоге к Фриппу так больше и не вернулся, а пока он отыграл два альбома с Uriah Heep "Return to Fantasy" 1975 года и "High & Mighty" 1976-го. Часть слушателей и критиков считают, что Уэттон в "Хип" выступал в роли чисто наемного сотрудника, поскольку его вокальные данные и талант композитора практически не использовались. На одной вещи тем не менее Уэттон спел.
Ютуб-канал inzo664
Другие (я в том числе) полагают, что Джон на этих альбомах сыграл свою роль в окончательном уходе от проговой составляющей в творчестве UH и обращении к более прямолинейным, жестким и хардовым линиям.
В 1975-ом помимо "Хипов" басист-многостаночник поиграл в Roxy Music и в итоге засветился на "живом" альбоме "Viva!". Ну, и сольный альбом Фила Манзанеры (Phil Manzanera) "Diamond Head" без него не обошелся. На обоих релизах играл также и будущий партнер Джона по блистательному, но недолго просуществовашему коллективу U.K. Эдди Джобсон (Eddie Jobson), скрипач и клавишник.
Дело в том, что и поклонники, и пресса считали что ритмическая секция King Crimson Уэттон/Бруфорд должна жить. А поскольку Фрипп "ушел в несознанку" и занимался совершенно другими проектами, то серия телефонных звонков и встреч оказалась тем импульсом, который требовался для того, чтобы дать старт деятельности U.K. Состав из Уэттона, Бруфорда, Эдди Джобсона и джазового гитариста Аллана Холдсворта (Allan Holdsworth), бывшего участника "кентерберийцев" Soft Machine и Gong, представил мощную смесь джазового фьюжна и эклектик-прога. Одноименный с названием группы альбом имел в 1978-ом большой успех, но принес и разлад в группе. В итоге Бруфорд и Холдсворт ушли.
Видео канала hollippertronics
Им на смену пришел ударник Фрэнка Заппы Терри Боззио. Из-за отсутствия гитариста звук второго альбома "Danger Money" (1979) получил крен в сторону скрипок, клавишных и синтезатора. Альбом получился отнюдь неплохим, но непостоянный и быстро меняющийся вкус публики, давление звукозаписывающего лейбла с целью дальнейшей коммерциализации звучания привели к тому, что и UK объявили о временном перерыве, который в итоге стал постоянным.
Видео канала Tomek Maslowski
Отмечу также, что оба диска UK Уэттон продюсировал сам. А первым опытом продюсирования для него стал альбом симфоник-прогового клавишника Дункана Макея (Dunkan Mackay) "Score" в 1977-ом
На этом рассказ о бурных и продуктивных 70-х завершаю.
Продолжение "Джон Уэттон в 80-х"