Если хорошенько порыться, то истоки застольных песен можно будет найти где-нибудь в античности, когда какой-нибудь певец Демодок будет услаждать слух пирующего царя Алкиноя. И найти второй вариант застольных песен, когда пирующие сами будут услаждать свой слух собственным пением. Но чаще мы обнаруживаем уже достаточно сложившуюся традицию в европейском средневековье, когда немецкие шпильманы, французские жонглёры, английские менестрели, а также студенты университетов и младшие клирики, объединённые общим языком религии и науки (латынью), а также любовью к выпивке и застолью, прокатились по всей Европе как "странствующие" (ваганты). И знаменитый гимн средневекового студенчества "Гаудеамус игитур" был ничем иным, как застольной песней: "Будем веселиться и петь песни".
В России "столовые песни" начинают собираться записываться в 18-м веке, когда вообще начинается серьёзное изучение фольклора. И Садко, и Ставр Годинович (да и другие богатыри) на пирах берутся за гусли. И в более поздней истории мы обнаруживаем те же тенденции: насыщающееся тело требует для гармонии ещё и какой-то душевной пищи. И потребность эта удовлетворяется обоими способами. Собственным пением и слушанием чужого пения. Дворянство предпочитало слушать. Не случайно цыганские хоры находят постоянную площадку для выступлений именно в ресторанах. В пушкинские времена в московском ресторане Транкеля Яра постоянно выступал цыганский хор под руководством Ивана Трофимовича Соколова. Помните:"Соколовский хор у Яра был когда-то знаменит"? Крестьянство больше занималось самообслуживанием. Сами ели, сами пили, сами пели. Где-то,в какой-то момент включалась потребность выплеснуть душу в песне. Помните: в мультике "Жил-был пёс" по украинской сказке волк под столом. "Щас спою..."
Я уже вспоминал, что в музыке моего детства застольные песни были очень важной составляющей. Именно оттуда и с тех пор я знаю многие песни. Все студенческие годы на любой пирушке обязательно пели. Иногда и сама пирушка была скорее номинальной, но уж пели вдоволь. Конечно же "Глобус", и "Бригантину", и "От зари до зари", и "Кто влюблён жестоко... ". Эта традиция продолжалась ещё очень долго. Только позже (и намного) мы стали привлекать проигрыватель, магнитофон, телевизор, постепенно вытесняя собственное пение чужим профессиональным. Механическим.
Я хорошо помню последнюю такую встречу. Это было в 1999 году. Прошло 40 лет после окончания нами вуза, и я попытался собрать, кого смог найти из своих одногруппников. Пришёл Виталик Монастырный со своим баяном (нас в группе было только двое) и семь девочек (теперь уже бабушек). После тостов за преподов, за ушедших, за нас самих, девочки вытащили "песельники", Виталик растянул меха, и...
Кроме старых "Глобуса" и "Бригантины" были и песни из старых и более поздних фильмов. Меня поразило насколько искренне и личностно прозвучала "Белая акация" Баснера из "Дней Турбиных". Просто по душе проехало исповедальное "Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда..."
А дальше судьба складывалась так, что застольное пение уже как-то и не получалось. А теперь и петь нечем.
А как у вас, друзья мои! Вы ещё поёте застольные песни?Или сваливаете эту обязанность на Пугачёву и Киркорова?