Югославское кино для зрителей в СССР ограничивалось показам детских фильмов, а также историческими и военными кинолентами. Практически весь пласт культуры страны , которая не очень то вписывалась в социалистический лагерь, был нам недоступен.
Как только занавес Империи слегка опустился, мы могли познакомиться с некоторыми представителями югославского кино по кинонеделям в крупных городах, а после в 90-е на видеокассетах. В основном это были скандальные режиссеры , запрещенные даже в свободных странах развитого капитализма или режиссёров с мировым именем . Это такие известные сейчас метры , как : Душан Макавеев, Живко Николич, Горан Паскалевич, Эмир Кустурица, Горан Маркович и другие..
Однако далеко не все лучшие фильмы стали доступны в период расцвета даже цифровых носителях. Вскоре кинорынок умер, а интерес к восточноевропейскому старому кино пропал. Этот пробел мы пытаемся восстановить своими статьями.
Горан Паскалевич (Goran Paskaljevic) прошел обучение в пражской школе и начинал работать с начала 70-х годов. На наш кинорынок он ворвался фильмом "Бочка пороха" ("Bure baruta") (1998), страшным социальным киновзрывом и болевым шоком о распадающейся страны.
Этот фильм пример того, как бытовые конфликты вырастают в серьезные разногласия в обществе. И что значит человеческая жизнь, когда вокруг бушует война, делающая сердца людей каменными, а умы - безразличными ко всему? Еще недавно цветущая, а ныне - разодранная на куски и обильно орошенная кровью, земля Югославии жестоко мстит за свою боль. Лишь вера в себя помогает молодым героям противостоять мраку, сгустившемуся над пороховой бочкой Европы - Балканами. Семь международных премий, в том числе Премия "Феликс" критиков, Премия "Золотые Озеллы" на МКФ в Венеции в 1998 году за музыку Херардо Гандини. Приз ФИПРЕССИ в 1998.
Но были до этого интереснейшие и также социально-депрессивные фильмы.
"Пёс, который любил поезда" (Pas koji je voleo vozove) (1977) . Главная героиня, Мика, сбежала из тюрьмы и прибилась к каскадеру , который зарабатывает деньги выступлениями. Таким образом она находит подработку как помощник постановщика трюков, и за молчание бизнесмена расплачивается своим телом. По ходу сюжета она знакомится с молодым человеком-романтиком, который младше её, ищет своего сбежавшего пса и сразу в неё влюбляется. В глубинках страны люди с трудом находят работу, а выступления каскадера для них праздник. Мика мечтает попасть в Париж и ей предстоит пройти много испытаний, опасных приключений и разочарований. Она столкнется жестоким миром людей и постоянным обманом. Почему фильм называется именно так, не очень понятно, скорее иносказательная тема, которая практически не вошла в сам фильм.
Другой фильм режиссер с похожей романтической темы :
"Обманчивое лето 68-го" (Varljivo leto '68) (1983).
Семья Петера живет в пригороде Белграда. В Европе нарастают студенческие волнения, СССР готовится ввести войска в Чехословакию, Белград тоже бурлит. 18-летний Петер в это время влюбляется в женщин старше его. Для того, чтобы понравиться новой социологичке, он выбирает тему будущей дипломной работы - марксизм. В фильме показаны истории его интимных отношений с женщинами: соседкой, библиотекаршей, работницей прачечной. Последняя любовь его была красавица из Праги, которая была вынуждена уехать, как только в Чехословакии начались роковые события.
продолжение следует...Часть 2 .....часть 3