Найти тему
Александр Беляев

Штирлиц и чемодан радистки Кэт… (Правда ли то, что запоминается лишь конец любого разговора?)

Штирлиц и  Рольф
Штирлиц и Рольф

В 70-е годы двадцатого века благодаря Юлиану Семенову в общественном сознании советского человека появился Штирлиц - «симпатишный» шпион-интеллектуал. Кроме массы анекдотов, его появление породило в сердцах многих молодых людей горячее желание служить стране на самых опасных её «фронтах».

Макс Отто фон Штирлиц, он же Бользен, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров – это не просто человек с железными нервами (или вовсе без нервов), не просто интеллектуал (а умных людей не мало), это игрок, это комбинатор, который всю мощь своего интеллекта направил на одну цель – победу над фашизмом.

Но таланты Штирлица как игрока, как комбинатора, как «стратагемщика», мы обсудим как-нибудь в следующий раз, а сейчас немного поговорим о памяти.

Я хочу напомнить Вам эпизод, когда Штирлиц выходит в коридор своего учреждения и вдруг видит, как два фашиста несут чемодан радистки Кэт. Штирлиц идет за ними и заходит в кабинет сотрудника гестапо по имени Рольф. Штирлиц начинает длинный разговор, про советскую радистку, про её связи, про радиоигру. И выяснив все, что ему нужно, Штирлиц собирается уходить…

-2

Итак, Штирлиц знал, что запоминается конец любого разговора. Отсюда я вправе сделать вывод, что штандартенфюрер СС был знаком с работами немецкого психолога Германа Эббингауза (1850 — 1909).

Герман Эббингауз
Герман Эббингауз

Эббингауз установил, что при запоминании большого объема информации лучше всего запоминается начало и конец любого куска информации. Этот феномен и получил наименование фактор края («эффект края»).

Это правило должны помнить студенты и учителя, а также те, кому приходиться выступать публично.

В ораторском искусстве существует такое правило:

«Сначала расскажи то, что ты собираешься рассказать, потом расскажи, что ты собственно собирался рассказать, и в конце расскажи, о том, что ты сейчас рассказал».

Это правило помогает оратору сделать так, чтобы самая важная информация не потерялась в предлагаемом объеме идей, фактов, статистики. А будучи повторенной в начале и в конце, имела больше шансов быть усвоенной слушателями.

Если понравилось - ставь лайк и подписывайся. Мы только начинаем, будет еще много полезного и интересного.