3 января — день рождения Серджио Леоне. Он начинал карьеру как ассистент режиссера, имеет опыт продюсера, но миру известен прежде всего как режиссер и сценарист. Леоне снял всего 7 фильмов, но они оставили заметный след в истории кино.
Квентин Тарантино называет Серджио Леоне величайшим кинематографистом Италии (и это при наличии Феллини, де Сика, Висконти, Антониони и Бертолуччи), а его фильмы — киношколой.
Как и в любой школе, здесь всё начинается с первого класса.
1. «Колосс Родосский» / Il colosso di Rodi (1961)
- Где: о. Родос
- Когда: III век до н.э.
- Что: заговор против царя-тирана и открытие одного из семи чудес света.
Как помощник режиссера Серджио Леоне участвовал в съемках известных пеплумов (масштабное историческое кино, в основном на библейские и античные сюжеты) «Камо грядеши» и «Бен-Гур», доснимал вместо заболевшего режиссера «Последние дни Помпеи», но первым полноценным режиссерским опытом для него стал «Колосс Родосский».
Правда, дебют совпал с другим важным событием в жизни — свадьбой, и Серджио впоследствии признавался, что снял «Колосс» только для того, чтобы оплатить медовый месяц в Испании. Тем не менее, фильм стал классикой жанра.
2. «За пригоршню долларов» / Per un pugno di dollari (1964)
- Кто: Клинт Иствуд
- Где: где-то на границе США и Мексики
- Когда: 1870-е
- Что: война двух семейств в маленьком городке.
Первый фильм в жанре спагетти-вестерн и первая часть «Долларовой трилогии». Вольная адаптация «Телохранителя» Акиры Куросавы.
Здесь уже в полной мере начал проявляться почерк Леоне и все признаки его киномира — молчаливые герои, крупные планы лиц, долгие напряженные паузы, яркие музыкальные пассажи Эннио Морриконе, огромное для того времени количество насилия на экране.
3. «На несколько долларов больше» / Per qualche dollaro in più (1965)
- Кто: Клинт Иствуд и Ли ван Клиф
- Где: где-то на границе США и Мексики
- Когда: вероятно, конец 1860-х — 1870-е
- Что: охотники за головами ищут бежавшего из тюрьмы главаря банды.
Вторая часть «Долларовой трилогии». И действительно, здесь всего больше: и долларов (в бюджете), и героев, и минут, и декораций, и смыслов, и актерской игры. А вместе с мотивами Морриконе и ироничными диалогами всё это создает уникальную атмосферу.
4. «Хороший, плохой, злой» / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)
- Кто: Клинт Иствуд, Ли ван Клиф, Илай Уоллак
- Где: штат Нью-Мексико
- Когда: 1862 год, время Гражданской войны в США
- Что: три бандита ищут пропавшее золото конфедератов.
Заключительная часть трилогии, но являющаяся приквелом к предыдущим двум. Классика и просто шедевр. Три часа, которые можно разобрать на сцены, кадры и цитаты.
5. «Однажды на Диком Западе» / C'era una volta il West (1968)
- Кто: Чарльз Бронсон, Клаудия Кардинале, Генри Фонда
- Где: где-то на Диком Западе
- Когда: 1880-е
- Что: борьба за ранчо, через которое хотят проложить железную дорогу.
Над сценарием, кроме Леоне, работали еще два знаменитых итальянских режиссера — Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи. Фильм более серьезен и драматичен, чем «Долларовая трилогия», а в числе главных героев есть женский персонаж, что необычно для жанра. Но в целом это типичный фильм Серджио Леоне — авторский стиль, атмосфера и музыка Морриконе.
6. «За пригоршню динамита» / Giù la testa (1971)
- Кто: Джеймс Коберн, Род Стайгер
- Где: Мексика
- Когда: 1910-е годы, период Мексиканской революции
- Что: революция и два бандита — мексиканец и ирландец.
Все еще вестерн, но отличающийся от предыдущих работ Леоне. Фильм о политике, социальных проблемах, противостоянии человека и общества, героизме и дружбе. Фильм, подводящий черту под эпохой авантюристов-одиночек на Диком Западе.
7. «Однажды в Америке» / Once Upon a Time in America (1984)
- Кто: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн, Берт Янг, Джо Пеши, Дэнни Айелло, Уильям Форсайт
- Где: Нью-Йорк
- Когда: 1920-е, 1930-е, 1960-е
- Что: жизнь.
Длительное (почти 4 часа), пессимистичное, жесткое кино о мальчиках, ставших гангстерами, о дружбе, предательстве, любви, отчаянии, добре, зле, смерти. Леоне вложил много сил в этот сложный фильм, имевший проблемы с выходом в прокат не только в США, но и в других странах. Работа была оценена по достоинству далеко не сразу, но теперь считается классикой кинематографа.
Этой картине было суждено стать последней в карьере режиссера. Серджио Леоне долгое время хотел снять фильм «900 дней», посвященный блокаде Ленинграда, но не успел реализовать свои планы, уйдя из жизни 30 апреля 1989 года в возрасте 60 лет...