Найти тему

Фестивали Древней Греции и Рима: 9 очаровательных фактов

Фестивали в древней Греции и Риме были важными временными периодами, в течение которых люди совершали «действа, которые как правило считались связью с нечеловеческим миром». Заметные разнообразием уникальных культурных ритуалов и традиций, фестивальные дни стояли в резком контрасте с обычной жизнью в древней Греции и Риме. Шествия, жертвоприношения, спортивные мероприятия и музыкальные представления были только началом некоторых интересных моментов. Способы, которыми древние люди решили выразить себя в эти особые календарные дни, удивительны. Наблюдая как контрасты, так и сходства с сегодняшним днем, изучение древней культуры можно рассматривать как исследование нашей человеческой природы.

Фракийская богиня Бендида; барельеф
Фракийская богиня Бендида; барельеф

1. Чтобы восславить богиню Бендиду, богиню-охотницу, фракийцы в Афинах проводили ночные гонки с факелами на лошадях. Упомянутые в «Республике» Платона, эти гонки были широко известны во времена Сократа в конце 5-го века до нашей эры.

2. Во время Скирофории, последнего месяца афинского календаря, афиняне жертвовали волами-пахарями Зевсу Полиаду, защитнику общественного порядка, на Акрополе. Согласно исследованиям, «обычно не приносили в жертву пашущий рогатый скот; они были ценными рабочими животными и не были достаточно совершенны, чтобы считаться жертвенными животными. За жертвой следовал суд, который обвинял жреца в убийстве; он перекладывал вину на жертвенного быка, который судили и топили в море; убитого быка воскрешали, набивая его шкуру соломой.»

Праздник Диониса
Праздник Диониса

3. Антестерия, праздник Диониса, имел значение, сопоставимое, возможно, с современным Рождеством. Несмотря на его название, намекающее на «anthos» (в переводе как «цветок»), «Anthesteria» было связано, в частности, с производством нового вина. Он отмечался в названном, соответственно, месяце Anthesterion, примерно в конце февраля. Вечером первого дня «вскрытие кувшина» (Pithoigia), пифосы с урожаем прошлой осени доставлялись в святилище Диониса в Болотах, открывались, предлагались богу и брались пробы.

4. Во время Антестерии проводился странный и наиболее важный ритуал. В день Choës, в древней Греции – день «кувшинов», участники сидели в одиночестве и выпивали «chousor» (около трех литров вина), которые они опустошали, не говоря ни слова. Социальные границы рухнули, когда стали принимать участие рабы. «Миниатюрные чаши также давались детям в качестве игрушек». Принятие «первых Choës» было знаменательным событием.

Этот маленький "chous", сосуд для вина, был бы подарен молодому мальчику во время Анестерии. На таких сосудах изображены играющие дети, часто имитирующие взрослых. Здесь бежит пухлый Эрос, таща за собой детскую тележку с игрушками. Он носит венок, шипованный головной убор и ниточку амулетов на груди. {Около 410 года до н.э.}
Этот маленький "chous", сосуд для вина, был бы подарен молодому мальчику во время Анестерии. На таких сосудах изображены играющие дети, часто имитирующие взрослых. Здесь бежит пухлый Эрос, таща за собой детскую тележку с игрушками. Он носит венок, шипованный головной убор и ниточку амулетов на груди. {Около 410 года до н.э.}

5. Также в день Choës афиняне мазали черную смолу на дверях своего дома и жевали листья терновника, чтобы отвести зло.

6. По неизвестным причинам римляне очень неохотно проводили один фестиваль сразу после другого, поэтому они вводили пустой «буферный день» между фестивалями, следующими друг за другом.

7. Во время фестиваля Бона Деа мужчины (включая даже кобелей и статуй) специально исключались из празднования. В начале декабря римские матроны праздновали этот праздник, выступая в качестве жертвователей и потребляя большое количество вина. Исключение мужчин и радикальная инверсия поведения женщин высшего класса вписывались в ритуалы последнего месяца года, экспериментируя с социальными границами и предлагая альтернативные, хотя и временные, модели поведения.

8. Сатурналии были наиболее весёлым праздником года, «лучшие из дней». Люди обменивались подарками, особенно восковыми свечами и Сигиллярией, и, как правило, римляне в это время переворачивали вверх дном свое обычное поведение. Рабы либо обслуживались их хозяевами, либо обедали с ними, и им давалась временная свобода делать то, что они хотели.

9. Во время затяжного, шумного карнавала Сатурналий люди наслаждались непринужденным принятием пищи у себя дома, красили свои лица черным, как будто бы одевали маску, заменяли формальную белую тогу неформальным платьем и фетровой шапкой (что было свойственно рабам), и играли с запрещёнными в иное время игральными костями.