Найти в Дзене
Основной аэродром

Moynet Jupiter — «тяни-толкай» по-французски

Оглавление

Когда говорим «двухмоторный самолёт», то обычно представляем себе двигатели, размещённые по 1 слева и справа на консолях крыла, или пара ТРД в хвостовой части. Если в случае с реактивной авиацией вариантов больше и не было, то поршневая авиация порадовала нас летательным аппаратам необычных схем. Об одном из них я сегодня и расскажу.

Пассажирский самолёт Douglas DC-3 в качестве примера размещения двух двигателей на консолях крыла. Фото: britannica.com
Пассажирский самолёт Douglas DC-3 в качестве примера размещения двух двигателей на консолях крыла. Фото: britannica.com

«Тяни-толкай»

Ещё в 1915 году известный авиаконструктор Антон Фоккер построил экспериментальный аэроплан Fokker K.I. От привычных тогда аппаратов он отличался новой схемой размещения силовой установки. А точнее силовых установок — у K.I было два двигателя и стояли они в тандеме. Тянущий винт стоял в носовой части, а толкающий, как легко догадаться, в хвостовой.

После Fokker K.I будут и другие подобные проекты — немецкий Siemens-Schuckert DDr.I, советские Ант-23 (И-12) и САМ-13, голландский Fokker D.XXIII и т.д. Но наиболее известным «тяни-толкаем» станет немецкий тяжёлый истребитель времён Второй мировой войны Dornier Do 335 Pfeil, спроектированного Клаудиусом Дорнье в 1943 году.

Dornier Do 335. Фото: Public domain
Dornier Do 335. Фото: Public domain

Moynet Jupiter

Все вышеперечисленные примеры были (хоть и экспериментальными, но) боевыми самолётами. Причина понятна — схема «тяни-толкай» давала заметный прирост в скорости. Что является важным качеством для истребителя. Но что если использовать такую схему для пассажирского самолёта? Ведь тогда можно будет получить минимальное аэродинамическое сопро­тивление и бóльшую мощность, лёгкость в управлении и более безопасный полёт.

Думаю, что примерно так и рассуждал французский инженер Андре Муане, когда начале 1960-х годов начал создание собственного лёгкого многоцелевого самолёта по схеме «тяни-толкай» Moynet 360 Jupiter.

Moynet 360 Jupiter. Проекции. Фото: журнал Aviation Historian №2
Moynet 360 Jupiter. Проекции. Фото: журнал Aviation Historian №2

Кроме тандемного расположения двигателей, Jupiter выделялся оригинальной формой хвостового оперения. Таким образом конструктор хотел решить одну из проблем схемы «тяни-толкай» — низкую эффективность рулей. Шасси сделали убирающимся. Из-за установки двигателя в хвостовой части сместился центр тяжести и пришлось делать довольно короткий фюзеляж «квадратного» сечения и смещать пассажирские кресла. Лично мне Jupiter своим внешним видом напоминает эдакую летающую «маршрутку».

Первый прототип Moynet 360 Jupiter был построен к концу 1963 года и 17 декабря самолёт впервые поднялся в небо. На нём были установлены 2 двигателя Lycoming IO-360 мощностью по 200 л.с. каждый. Это позволяло взять на борт 4-5 пассажиров. При установке более мощных Lycoming IO-540 вместимость возрастала до 6-7 человек.

Максимальная скорость Jupiter'а составляла 363 км/ч, а запасов топлива хватало, чтобы покрыть с максимальной загрузкой 2060 километров при полёте на высоте 4500 метров.

Провал «Юпитера»

Планировалось, что выпускать самолёт будет авиастроительная компания Sud-Aviation под Sud-Aviation M 360-6 Jupiter. Но в последний момент правительство Франции отменило свой предварительный заказ. Андре Муане пытался найти покупателей — Moynet 360 Jupiter был показан на авиационном салоне в Ле-Бурже, проведены рекламные кампании в США и Европе. Но всё оказалось тщетно. В серийное производство самолёт запускать не стали.

Было построено всего 2 прототипа Moynet 360 Jupiter, которые как раз отличались мощностью двигателя и пассажировместимостью. Оба построенных самолёта сохранились и приписаны к музеям. В 2018 году группа энтузиастов отреставрировала второй прототип с р/н F-BLKY до лётного состояния и в наши дни его можно встретить на французских авиашоу.

Восстановленный Moynet 360 Jupiter с б/н F-BLKY в полёте, июнь 2019 года. Фото: Simon Brooke
Восстановленный Moynet 360 Jupiter с б/н F-BLKY в полёте, июнь 2019 года. Фото: Simon Brooke

По ряд причин Moynet 360 Jupiter не получилось повторить успех своего американского собрата по схеме «тяни-толкай» Cessna 337 Skymaster. А жаль — «Юпитер» выглядит поинтереснее и практичнее, чем американец.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com