Про новогоднее телевидение, можно?
Не потому, что хочется поругать или поныть, а потому что хочется собрать мысли в кучу - телевидение снова приходится смотреть и теперь ещё и анализировать, раз уж в эту сферу закинуло.
Но для начала про Время. Вот есть время местное, есть поясное - к этому человечество привязано системой. А есть время астрономическое - по нему работают наши биологические часы, на него ориентируются животные, всяческие там растения, конечно, находясь в некоем компромиссе со временем “человеческим”.
Понятно, что у “больших” каналов со “временем” как-то проще - всё по орбитам, а нам, каналам музыкальным, с одним потоком вещания на все часовые пояса - приходится ориентироваться на время московское.
Вот и ориентируемся.
> Читать в ЯНДЕКС ДЗЕН
Когда-нибудь, следующая ближайшая к нам по времени система - последователь телевидения - будет транслировать информацию прямо в сознание, минуя технические преграды типа гаджетов - телевизора или компьютера и условностей типа режима, распорядка дня. Это будет некий Астральный канал, для каждого будет своя сборка контента в соответствии с интересами, увлечениями и талантами - огромное количество информации об этом уже собирают социальные сети и всевозможные интерактивные сервисы. Нам буду сниться контролируемые сны, управляемые единым децентрализованным механизмом. Там будут свои герои, свои идеалы, свои звёзды, которые затмят звёзд прошлого - героев Netflix и HBO, героев instagram и YouTube, героев MTV и VH1, героев глянцевых журналов, широкоэкранных кинотеатров и вообще официальной Истории. И первые надолго останутся главными. Колоссальная работа в этом направлении уже ведётся, будьте уверены. Каждый из людей будет программироваться под определённые цели и задачи, и времена эфирного и цифрового телевидения, неумело программирующего сознание слабейших такими же податливыми, будут вспоминать, как славные дни свободы.
А пока реализация проекта Астрал-коннект ещё пока в тумане грядущего, стремительно и быстро ослабевающему телевидению ничего не приходится, как программировать себя в соответствии с некой картиной интересов и потребностей публики программируемой и программирующей.
Вот, например, на пороге 2019-2020 нам, программерам музыкальных телеканалов, в новогодние праздники, кроме повторного показа “лучшего за год” - крыть особо нечем. Любые премьеры будут провальными, любой бюджет будет потрачен зря. Людям уже не особо интересно собираться у телевизора, чтоб что-то посмотреть. Главное - вовремя шампанское открыть, и телевизор здесь выполняет функцию часов.
Я пытаюсь мыслить как средний потребитель телевидения по праздникам в компании.
Мы не берём публику, которая пользуется только списком каналов Мультиплекса. Она и смотрит невнимательно, и не любопытна, и не руководствуется советами телевидения - как тратить деньги потому что денег особо и нет. Более-менее любопытный человек с хотя бы бы каким то свободными деньгами, считает важным иметь в телевизоре хотя бы 150-200 телеканалов не столько для того, чтоб их смотреть пару раз в год, сколько, для приличия - вдруг гостей чем-то развлечь надо будет, или найти что-то особенное, чем порадовать соседей...
Итак, карма музыкальных каналов 31 декабря - 1 января - хит-парады и концерты. Впрочем, от музыкальных каналов никто ничего другого и не ждёт. Но и большие каналы стали программироваться по той же логике, что и нишевые.
И вообще, если задуматься, степень влияния общеформатных и узкоспециализированных каналов начала уравниваться - всё благодаря переходу аналогового вещания в цифровое, и растущим как грибы цифровым операторам типа Megogo и Смотрёшки - там по одной подписке за 150-200 рублей в месяц, один и тот же пакет каналов можно смотреть в смартфоне, компьютере, планшете, телевизоре с функцией смарт или на любом обычном телевизоре с помощью телевизионной приставки.. Люди больше не привязаны к одному телевизору на одном месте жительства, они могут посмотреть что-то на даче, в электричке и машине. YouTube заставил телеканалы запускать самостоятельные приложения для смартфонов и смарт-тв, а кабельных и спутниковых операторов двигаться в сторону запуска цифровых сервисов - так кроме спутникового оператора МТС ТВ есть цифровой МТС ТВ с более широким и лояльным набором каналов, Ростелеком запускает Wink, у Netbynet теперь WiFire, Смотрёшка, помимо собственного приложения, питает множество локальных интернет-операторов пакетом каналов, предоставляя возможность упаковывать его в приложение для просмотра цифрового ТВ под любым локальным брендом, а оператор Kartina TV вообще не ограничивает себя границами государств.
Ладно, возвращаемся к новогодней ночи. Есть ощущение, что 15 лет назад было важно, что пойдёт в эфире после полуночи, а сегодня важнее, что пойдёт в эфире за 1.5-2 часа до полуночи. Возможность развлечь себя и друзей сегодня у любого человека куда выше. И самое важное - зацепить зрителя на этапе приготовления последних салатов перед “проводами” старого года. Дальше уже кто-то или теряет внимание, увлекаясь процессом, или “накидывается” так, что не отличает оригинальных артистов от их пародистов или попросту выбирает новый год без телевидения - идёт гулять, например. И выходит где-то за час-полтора.
Забавная шутка прокатилась перед НГ в инету - о том, как начальство главных телеканалов страны вызвали на большое совещание, чтоб распределить, кто в какое время будет показывать Иронию Судьбы и Иван Васильевич меняет профессию. Очень похоже на правду, между прочим. Но именно в этом году, почему-то, показ этих фильмов и всего, что их окружало, выявил, насколько телевидение если не оторвалось от зрителя, то ушло в полностью нишевую историю.
Я вот, например, листал сначала музыкальные каналы, смотрел, кто как программировал эфир до 00 и после 00. Мы чётко спрограммировали Music Box Russia блоком ДО и ПОСЛЕ - с 18:00 до 00:00 поставили top100 клипов года, а с 00:00 до 03:00 - нарезку топовых номеров Реальной Премии Music Box. Другие музыкальные каналы отличались лишь количеством мест в хит-параде и временем начала и окончания. В общем, хит-парады и концерты - наше всё. Но сравнить с “большими каналами” всё равно было интересно, и вот, что удивительно, каналы стали “уходить” в нишевый продукт. После фильмов Гайдая на Первом пошла очень странная музыкальная подборка из артистов, интересных отчасти публике 40-55, отчасти самим себе. Некий такой филиал Русского Радио получился. Россия 1 после Иронии Судьбы “включила” традиционный “субботний вечер” для 55-70. НТВ не решился отдать “главное время” мюзиклу на стихи Михаила Гуцериева, и “кормил” зрителя квартирником Маргулиса. РЕН и Пятница крутили конкурирующие “Легенды Ретро FM” для 45-60 и “Супердискотека Радио Рекорд” для 35-50 соответственно. Причём. в один момент и на том и на другом канале шёл фрагмент с участием солистки Ace of base. И там и там она пела вживую, жутко фальшивила, только на Пятнице она была посвежее и сцена смотрелась посовременнее. С особым интересом я полез смотреть ТВ-3, там была анонсирована новогодняя программа с участием звёзд, которая шла, мол, параллельно, с трансляцией в Одноклассниках. Однако, кроме скучных разговоров неизвестного мне человека с неизвестными мне людьми, я ничего не засёк. Матч вещал что-то там скучное про спорт, а Спас что-то грешновато непраздничное. В итоге, вечером 31-го радовал только ТНТ, где в эфире был Камеди Клаб с участием даже популярных персонажей, которые пели в караоке чужие песни, пытаясь угадать,вспомнить или прочитать написанные наоборот слова - было это и живо и по-настоящему весело. И радовала Культура своим особым программированием, в том числе шедевральным кино. Вот, признаюсь в любви каналу Культура - он сделал главное новогоднее настроение на праздниках.
А вот на самом деле знаете, какой парадокс, изучая программу центральных каналов на новогодние праздники, я пришёл к выводу, что королевой Нового Года 2020 стала Мерилин Монро - Первый спрограммировал несколько фильмов с её участием в ночи, а Культура показала “В джазе только девушки” в хорошее дневное время. Больше ничего особого я и не отметил.
А! Ещё один вывод: привычка смотреть телевизор - это нервное расстройство. День полистал туда-сюда, и всё. Привык.
Ой ой! PS! Я ж читал ещё нескольких товарищей, кто писал про новогоднее телевидение и понял, что совсем забыл, что как-то я встречал новый год с украинскими телеканалами, и это было круто! Так вот, в этом году многие хвалят новогоднее обращение Владимира Зеленского. Я посмотрел его полную версию у него в инста - и эти 13 минут 18 секунд - самая лучшая новогодняя программа из всех, что я видел в эти новогодние праздники! С Новой Эрой, товарищи!