Найти в Дзене
ИСКУССТВЕННОСТЬ

Франсиско Гойя. Страсти по-испански

Франсиско Гойя — как нельзя лучше отразил в своих картинах эпоху, в которой жил. Его живопись страстная и чувственная в начале жизненного пути, беспокойная и сумасшедшая в конце, отражает все происходящее в Европе, и в частности Испании 18 века. В это время во главе Испании стоят реакционные феодальные силы, что существенно замедляет развитие страны. Но ко второй половине 18 века получают распространение идеи французской философии просвещения, что даёт возможность испанскому обществу возможность более свободного приобщения к достижениям передовой мысли и искусства того времени. Гойя художник сложный и неоднозначный, отчасти потому что вдохновление черпал не исключительно из политической или религиозной жизни своей страны, сколько из жизни своей собственной, пропуская через себя все происходящее на родине. Безусловно, Гойя жил в эпоху ярчайших исторических событий: распад феодально- абсолютистского строя, буржуазные революции, войны, инквизиция, качественный перелом в сознании людей.

Франсиско Гойя — как нельзя лучше отразил в своих картинах эпоху, в которой жил. Его живопись страстная и чувственная в начале жизненного пути, беспокойная и сумасшедшая в конце, отражает все происходящее в Европе, и в частности Испании 18 века.

В это время во главе Испании стоят реакционные феодальные силы, что существенно замедляет развитие страны. Но ко второй половине 18 века получают распространение идеи французской философии просвещения, что даёт возможность испанскому обществу возможность более свободного приобщения к достижениям передовой мысли и искусства того времени.

Гойя художник сложный и неоднозначный, отчасти потому что вдохновление черпал не исключительно из политической или религиозной жизни своей страны, сколько из жизни своей собственной, пропуская через себя все происходящее на родине.

Безусловно, Гойя жил в эпоху ярчайших исторических событий: распад феодально- абсолютистского строя, буржуазные революции, войны, инквизиция, качественный перелом в сознании людей. Все эти события влияли на Гойю, а он в свою очередь выплескивал переживания на холсты, оставив неизгладимый след в мировой истории искусства.

-2

СТАНОВЛЕНИЕ ГОЙИ

В крошечной деревне Фуэнтетодос, неподалёку от Сарагосы, в 1846 году родился Франсиско Гойя. Его мать, донья Гарсиа Лусиентес, происходила из семьи мелких испанских дворян, а отец, Хосе Гойя, был мастером-позолотчиком.

Семья Гойи получила поместье в Фуэнтетодос по наследству и переехала туда из Сарагосы. По законам Испании того времени, дворяне не имели права работать, а должны были жить только на доходы от своих владений. Из-за этого семья жила очень бедно, поэтому отец Гойи решает возобновить занятия ремеслом в Сарагосе, чтобы семья могла хоть как-то сводить концы с концами.

-3

Там же отец семейства определяет сыновей — Франсиско и двух его братьев Камилло и Томаса в школу. Там Гойя получил начальное образование, которое нельзя назвать качественным — до конца жизни он пишет с ошибками и разговаривает как простолюдин, несмотря на интеллигентный круг общения в будущем. После окончания начальной школы, Гойя поступает в иезуитскую школу, где его наставник видит в мальчике большие художественные способности. Он и рекомендует его на обучение у своего родственника, местного художника Хосе Лусана-и Мартинеса.

Гойя провёл на обучении у Мартинеса около 4 лет, в мастерской он не только изучал азы рисунка и живописи, но и начал создавать гравюры и офорты, копируя их с произведений известных художников. Одновременно с обучением в мастерской, Гойя посещает уроки скульптуры, чтобы достигнуть большей пластичности и достоверности в изображении человеческого тела. Это также было единственной возможностью для Гойи изучить анатомию, потому что писать обнаженное тело в то время в Испании было запрещено.

Чуть позже, в возрасте 17 лет Гойя переедет в Мадрид, где навсегда решит связать свою жизнь с искусством. Он подаёт заявку на стипендию в Королевской Академии изящных искусств, но получает отказ. Несмотря на это он остаётся в Мадриде, а два года спустя он выставляет свою картину на конкурс Королевской Академии, работа впечатляет жюри, но золотую медаль Гойя не получает.

Хоть участие в конкурсе не помогло поступлению в академию, оно обеспечило Гойю нужными знакомствами и дало возможность пойти на обучение к члену конкурсного жюри Франсиско Байеу. Здесь Гойя совершенствует мастерство живописи около трёх лет, после чего решает уехать в Италию для продолжения образования. В то время в Италия была центром притяжения всех начинающих художников. Страна славилась своей живописной школой и конечно же многими знаменитыми живописцами.

ПРИЗНАНИЕ ТАЛАНТА

В 1771 году Гойя возвращается в Сарагосу, уставший от неудач и разочаровавшийся в искусстве. Именно в этот момент его жизни он получает заказ, повлиявший на его дальнейшую судьбу.

Ему необходимо было выполнить роспись во дворце графа Габарда де Собрадиель религиозными сюжетами. На эту работу он бросил все оставшиеся после многочисленных провалов силы.

Росписи получились превосходными и заказчик был очень доволен. Эта работа стала первым профессиональным успехом Гойи.

Следующий большой заказ не заставил себя ждать и уже через год Гойе поручили создать эскизы фресок для купола собора Мадонны дель Пилар в Сарагосе. На эту работу претендовали многие художники, но заказчик выбрал Гойю, отчасти из-за того что тот предложил меньшую цену. Фреска с названием «Поклонение ангелов имени господа» была закончена художником за полгода. Выполненная в стиле барокко она наполнена фигурами молодых женщин в образах ангелов, это очень динамичная работа благодаря разнообразию поз, выбранных Гойей. Эта работа принесла ему долгожданную славу. Он становится одним из самых преуспевающих художников в Сарагосе.

В это же время Гойя делает предложение сестре своего наставника Франсиско Байеу — Хосефе, на что она отвечает согласием, и вскоре они женятся. Удивительно, что за всю жизнь Гойя написал всего один портрет своей жены.

ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК

В 1774 году через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя получил первые заказы для королевской мануфактуры гобеленов. Его задача — создавать эскизы будущих гобеленов для испанского дворца. Работа стабильная и хорошо оплачиваемая, и вскоре Гойя с женой переезжает в Мадрид.

Первоначально он создавал картоны, посвящённые сценам рыбалки и охоты, что приходится по вкусу королю, а чуть позже Гойя получает новый заказ на разработку эскизов сцен из жизни испанцев.

Героями своих картин Гойя выбирает Мах и их спутников Махо — простолюдинов, выходцев из низших слоёв общества, но любящих приодеться, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Мастерство Гойи росло вместе с его авторитетом, и постепенно он создаёт себе репутацию прекрасного портретиста. У него появляется постоянный поток заказчиков, он перестаёт чувствовать стесненность в средствах и наконец может позволить себе жизнь, не стесненную в средствах и полную творческую реализацию.

Постепенно, Гойя становится непревзойденным мастером портрета, сначала немного приукрашивая заказчиков и изображая их с лучшей стороны, со временем он умело изображает не только черты лица и особенности характера, он может изобразить саму судьбу человека на портрете.

ХУДОЖНИК ИЛИ ФИЛОСОФ?

В 1789 году Гойя получает назначение на должность подворного живописца и немного отходит от создания картонов для мануфактуры. В это время он пишет несколько портретов герцогини Альба, с которой по мнению историков, он имел любовную связь, несмотря на разницу в происхождении.

В 1791 году Гойя пишет последнюю картину из серии о жизни испанцев под названием «Игра в пелеле». Пелеле — испанская соломенная кукла, а также дурашливое название доброго дурачка. На картине изображены девушки подбрасывающие пелеле на одеяле.

Этой картиной Гойя впервые обозначил себя не просто как прекрасного живописца, но и как человека с философским мышлением, особенным глубоким мировоззрением.

Несмотря на обыденный, для испанцев, сюжет, художник вложил в картину много смысла. Он не просто изобразил испанскую национальную забаву, он рассказал нам историю о том, что каждый из нас в тот или иной момент нашей жизни бывает на месте пелеле, или игрока в пелеле.

Гойя проработал на мануфактуре около восемнадцати лет, создав за это врем яблоке шестидесяти картонов. За это время он нарабатывает не только множество полезных знакомств при дворе, но и множество недоброжелателей.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ СТРАСТЬ

В начале 1800х Гойя пишет «Маху обнаженную».

-4

По поводу личности таинственной натурщицы до сих ведутся споры, но многие искусствоведы считают что позировала сама герцогиня Альба.

Это одна из первых картин в западноевропейском искусстве, изображающих обнаженную женщину вне мифологического или религиозного контекста.

За эту картину Гойя был вынужден отвечать перед судом, но благодаря ослабшему влиянию инквизиции к началу XIX века, ему удалось избежать наказания и он отделался лишь предупреждением.

На картине перед нами предстаёт женщина лежащая с рукой закинутой за голову. Гойя написал саму страсть, он выставляет модель напоказ, не удосуживаясь детально прописать фон, чтобы нас ничто не отвлекало от созерцания лица и тела модели.

КАПРИЧОС

Известность за пределами своей страны Гойя приобрёл впервую очередь благодаря гравюрам, а не живописи. В 1797-1799 Гойя создаёт серию офортов Капричос. Офорты тут же разошлись по всей Европе.

-5

Капричос—гротеск в лучшем его понимании. Гойя взял за основу испанский фольклор — пословицы и поговорки, переосмыслил их и создал безжалостную серию офортов, яростно бичующих нравы масс феодальной Испании. В Капричос все что ненавидел Гойя: мракобесие, тупость масс, религиозный фанатизм, лицемерие правящего класса и духовенства.

Капричос— отдельный мир, приближённый к реальности, но с некоторой фантасмагорической примесью, за иносказательными символами скрывается тонкая политическая сатира, а иногда угадывается даже карикатура. Все произведения вошедшие в серию, построены на резком контрасте света и тени, чёрного и белого.

В Капричос Гойя не только показал своё мастерство как графика, но и свой уникальный образ мышления, невероятное умение показать обыденную ситуацию обобщенно, преподав зрителю нравственный урок.

Через несколько дней после выпуска инквизиция запретит Капричос, из-за очернения церкви.

Самым известным офортом серии является «Сон разума рождает чудовищ». На картине мы можем узнать самого художника тяжело опустившего голову на стол, отгородившегося, таким образом от окружающей отсталости; над ним летают те самые чудовища. Гойя призывает народ проснуться, отряхнуться от оков невежества.

ПОРТРЕТ СЕМЬИ КАРЛА IV

Удивительно достоверным выглядит портрет карла 4 и его семьи. Гойя как будто обнажил всю мерзость этих людей, которые на протяжении многих лет обворовывали Испанию.

-6

Несмотря на важность заказа, Гойя не попытался даже немного польстить этим людям — сам король выглядит безвольным тюфяком, стоящим в стороне, в то время как жена Мария Луиса занимает главенствующее положение, как и в реальности, ведь правила страной фактически она а не Карл IV. Пороки каждого члена семьи вынесены на обозрение, таким образом Гойя превратил парадный портрет практически в карикатуру.

УЖАСЫ ВОЙНЫ

Между 1810 и 1820 годами Гойя создал ещё одну серию офортов под названием «Ужасы войны».

Основной темой стал протест жестокости при подавления антифранцузского восстания.

Большую часть этой серии занимает реалистичное изображение изуродованных человеческих тел, в различных военных действиях, и то, как война уродует человеческие тела, но что ещё страшнее, души.

Гойя отличался от многих художников пишущих картины войны тем, что не выделял единственного героя картины, участниками его картин был народ или его собирательный образ в понимании Гойи.

-7


В первое десятилетие 19 века наступают тяжёлые времена для Испании. В 1808 году Начинается война с Францией. Осенью этого года художник прибывает обратно в Сарагосу. От вида разрушенного родного города он чувствует мощный внутренний порыв к творчеству, необходимость выразить свою боль от того, что сотворили с его страной. Он создаёт несколько картин посвящённых войне.

Незадолго до этого он становится очевидцем восстания испанских войск и последовавшего за ним расстрела повстанцев французскими войсками. Эти события он изобразил на картине «Расстрел повстанцев 3 мая 1818 года в Мадриде».

Он будто заново пережил с испанским народом эти трагические события в своей картине. Он изображает восставших испанцев и французов наставивших на них ружья, но в отличие от испанцев, французы на картине — безликая масса, словно квинтэссенция зла.

Гойя также делает выпад в сторону набожности этой картиной — повстанец с раскинутыми руками напоминает своей позой и раной на руке Иисуса Христа. Таким образом Гойя представляет испанских мятежников в образе мучеников, умерших за будущее своей страны.

В отличие от многих современников, Гойя изображает в войну не в возвышенно-благородном свете, а как ужасное, кровопролитное действо, которое приносит только боль.

МРАЧНЫЕ КАРТИНЫ

В 1819 году Гойя покупает поместье в глуши намереваясь жить там с Леокадией Вайс, о жизни которой известно очень мало, а их отношения были весьма неопределенными. Соседи Гойи прозвали поместье «Дом глухого», что отлично подходило из-за стремительно развивающейся болезни Гойи, приведшей к глухоте. До сих пор доподлинно неизвестно, какая болезнь так повлияла на художника.

К этому моменту Гойя окончательно разочарован в политике Испании, он жаждет уединения и полного погружения вглубь собственного сознания. Так родились Мрачные картины.

В 1820 году он решает расписать стены своего нового дома. Изначально мрачные картины были созданы Гойей в виде фресок на стене его дома, позже они были переведены на холсты в 1870 году, по заказу испанского мецената

-8


Гойя страшно страдал от своего заболевания, но именно его болезнь стала проводником в собственный внутренний мир, только лишившись слуха он смог настолько глубоко заглянуть в себя, остаться наедине с самим собой. Как много в мире, отвлекающих вещей. И как мало их, когда ты глух.

Именно с болезнью родились его самые гениальные и одновременно страшные картины. Главную из которых — «Сатурн пожирающий своих детей» можно с уверенностью назвать самой страшной картиной в истории искусства.

Герой картины Сатурн по преданию узнавший от Урана, что один из его детей свергнет его, съедал каждого из своих детей.

В кромешной темноте видно лишь тело бога, который не то что на бога, даже на человека похож лишь приблизительно. Свет выхватывает его из темноты и будто застаёт врасплох. Мы видим не божество, но монстра, одичавшего, обезумевшего, раздирающего тело ребёнка зубами.

Интересна интерпретация этого античного сюжета Гойей — Сатурн изображён в виде монстра, в то время как другие художники изображали богов в виде обычных людей. В интерпретации Гойи от Сатурна не остаётся ничего человеческого — это безумный монстр-каннибал, абсолютно невменяемый, в котором больше животного чем человеческого. Впечатление усиливается и от того, что Гойя не прописал фон, из-за этого при взгляде на картину мы встречаемся глазами с чудовищем от которого невозможно и попросту некуда отвести взгляд.

Значение Гойи для искусства 18 века трудно переоценить, его фигура, хоть и стоит обобщённо в Искусстве Испании, но характеризует собой целую эпоху. Он вдохновил огромный пласт художников, а многие его произведения актуальны до сих пор и будут актуальны ещё долгое время.

Подписывайтесь на мой канал и читайте интересные статьи из мира искусства и кино!