Приветствую тебя на своём канале, дорогой читатель, и сегодня я думаю поговорить вот о чём:
Известные так же как проект 23, эти корабли должны были стать самыми мощными в мире линкорами, сочетавшими в себе огневую мощь, скорость и бронирование.
Этот проект должен был стоить почти 1.4 миллиарда рублей, сумма, согласитесь, просто космическая, это почти треть годового военного бюджета всего флота!
Так что получало командование за такую сумму?
ТТХ корабля реально впечатляли:
При бронировании до 420мм по поясу сия махина длиной почти 270м должна была развивать скорость в 30узлов, и пр этом хлестать врагов из 406мм пушек. Звучит неплохо, но что получилось?
Для экономики того времени строительство сразу 4х(!) подобных кораблей было непосильной задачей, несмотря на то что над ними трудились почти все военно-морские промышленные предприятия, да и поставленные ттз кажутся уж очень трудновыполнимыми, хотя эти корабли и внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, правда косвенно, но об этом позже.
Представим (да, я знаю что история не терпит "бы"), что эти гиганты построены, и сравним их с конкурентами на море, то есть с линкорами типа Bismark, Iowa и Yamato.
Пройдёмся по вооружению:
СССР, а точнее его промышленность был мало приспособлен к выпуску таких орудий, ведь только на обработку ствола такой длины мог уйти почти год, в отличии от западных стран, которые имели больший опыт в этом деле, несмотря на это удалось изготовить несколько орудий, одно из которых было известно как испытательная батарея Б-37, прикрывавшая Ленинград и защищая его от фашистов, задержав их наступление.
Итак:
Советский Союз: 3х3 406мм/50
+6х2 152мм
Iowa: 3х3 406мм +10х2 127мм
Bismark : 4х2 381мм, 6х2 150мм
Yamato : 3х3 460мм 2х3 155мм
Вроде как идёт на равных с Айовой и Бисмарком (чей калибр компенсируется СУО), но проигрывает Ямато, тут надо заметить, что у последнего СУО довольно архаичная, и попадать он будет реже, но больнее.
Далее, броня:
Советский Союз: как уже говорилось, пояс 420 мм, башни: 495 мм,
палуба: 25+155+50 мм,
рубка: 425 мм
Iowa: башни ГК: 184—432 мм
палубы:19…37+153 мм
башни ГК: 184—432 мм пояс - 307мм.
Bismark: пояс 320 мм, верхний пояс 145 мм, пояс в оконечностях 60/80 мм, главная палуба 80—110 мм, рулевое устройство 110—150 мм, башни ГК 180—360 мм.
Yamato:борт — 410 мм
траверзы — 300 мм
главная палуба — 200…230 мм
верхняя палуба — 35…50 мм
башни ГК — 650 мм
Тут он стоит на втором месте после Ямато, сильно обгоняя как Айову, так и Бисмарк. Но у американца броня ограничена водоизмещением, а оно размерами, они в свою очередь шириной, а она - панамским каналом.
И последнее - скорость:
Советский Союз: 29.8 уз.
Iowa: 32.3 уз.
Bismark : 30 уз.
Yamato : 27.5 уз.
В данном случае скорость средняя, но тут не факт что корабль разовьет её в бою, ведь крейсеркая может быть куда ниже, и к тому же скорость расчётная может отличаться от скорости на испытаниях, которая не всегда может быть достигнута ввиду устаревания и износа механики.
Это лишь поверхностный, и достаточно примитивный анализ, ведь исход боя зависит и от погоды, и от экипажа, и от опыта командира и т. д.
Подводя итог можно сказать, что если бы строительство закончили, наша страна получила бы сильнейшие в мире линкоры, а значит и железный аргумент на морском театре военных действий.