Может ли промышленное здание быть произведением искусства? Имеет ли право на существование такой вид архитектурного искусства, как промышленная архитектура?
Урбанизация достигает все более глобальных масштабов, равно как и производство/потребление. Попробуем же найти нечто прекрасное даже в в таком виде архитектуры.
Любая промышленная зона для людей – это серая угрюмая часть городского пространства, мимо которой лучше пройти как можно быстрее, а то и вообще туда не заглядывать. Все привыкли видеть заводы, фабрики и другие строения с подобными функциями в виде безликих темных зданий.
В качестве иллюстрации приведу один из моих любимых архитектурных объектов: угольную ТЭЦ “Battersea Power station” в Лондоне.
Мрачная эстетика этого гигантского кирпичного здания, с характерными для угольной станции высокими трубами, вдохновила британца Сторма Торгерсона, одного из талантливейших фотографов-дизайнеров, работавшего в сфере музыкального бизнеса на создание потрясающего cover design альбома Animals /Pink Floyd (1977).
А что у нас?
Советская промышленная архитектура прямо следовала мировым трендам. Это хорошо видно по объектам отечественной индустрии.
Только с началом 2000-х годов ситуация изменилась. Архитекторы начали создавать проекты для промзоны, придавая таким постройкам новый вид и даже новые функции.
Сегодня промышленный дизайн и архитектура лишились той мрачной тяжести и замысловатости форм, присущих им в прошлые времена.
В индустриальной архитектуре ныне преобладают линейные формы, стекло, бетон, разнообразные функциональные элементы. Этот тренд, который я называю инженерной эстетикой, хорошо прослеживается по промышленным объектам, возведенным в последние годы.
Если рассматривать заводские постройки XIX века, выполненные в стиле классицизма, то можно заметить, что они были похожи друг на друга по структуре производственного процесса и объемно-планировочному решению. Часто какое нибудь заводоуправление выглядело, как купеческий особняк с колоннами среди закопченных цеховых стен. Тенденция продолжилась и в годы советской индустриализации.
Это была эпоха типового строительства промышленных зданий. В разных городах можно было встретить одинаковые постройки.
Сегодня же промышленные здания всё больше удивляют креативностью дизайнерской мысли. Чаще всего для них разрабатывается такой вариант проекта, когда внешний облик здания отражает прямую тему и функциональную направленность той или иной фирмы, располагающейся внутри. Вторым вариантом является действие «от обратного». В этом случае архитектор намеренно уходит от тематики и создает абсолютно противоположную форму, ассоциативно не связанную с работой компании.
Многоэтажные производственные и административно-бытовые здания требуют интенсивного цветового решения, разгружающего незамысловатость форм.
Преобразование архитекторами промышленных предприятий из отталкивающих серых коробок в многофункциональные и привлекательные по внешнему виду постройки только набирает обороты. Авторы смело прибегают к созданию контрастов между дизайном фасада, окружающей средой и прямыми функциями здания.
Возможно, таким путем, вскоре промышленные зоны станут одним из главных показателей развития современной архитектуры, где наравне с жилыми строениями будут применяться те же приемы и нововведения.