Очередная рецензия восхищенного зрителя на мультфильм «Клаус» от Netflix.
«Клаус» — анимационный фильм 2019 года о парне по имени Джаспер, которого посылают в глухую враждебную деревню, чтобы он наладил там работу местного почтового отделения. История пытается оживить самого известного международного волшебника и рассказать о том, откуда он вообще появился.
Мультфильм сразу же покорил сердца зрителей, заработал симпатию критиков и номинацию на «Оскар» за лучший анимационный фильм. В чем же причина такого успеха?
Внимание: спойлеры.
Персонажи.
Традиционно протагонисты в детских мультфильмах (за некоторым исключением) отличались абсолютной добродетелью, в то время как антагонисты всегда были порочны и злорадны. Если для первых ситуация с каждым годом меняется все заметнее, то для вторых — едва ли. Злой злодей строит свои злодейские планы, просто потому что он... злой. И, возможно, именно этим «Клаус» и отличается от своих коллег по цеху.
Мачеха из «Золушки», Урсула из «Русалочки», Шрам из «Короля льва», Доктор Фасилье из «Принцессы и лягушки» и даже мисс Барашкис из совсем недавнего «Зверополиса» — ни один из них по большому счету не отличается от другого качеством своей мотивации. Они жаждут власти или просто творят зло, прибегая к уловкам и хитрости — в реальном мире они были бы самыми желанными клиентами псих. диспансера.
У названных «злодеев» здесь очень мало общего со злодеями старой закалки, которые стремились к мести, захвату мира или его уничтожению.
В этом смысле «Клаус» больше похож на такие мультфильмы, как «Тайна Коко», «Моана», «Головоломка» и «Рататуй» — эти истории бросают вызов классической структуре детской сказки (и делают их интереснее для взрослой аудитории), показывают более реалистичную картину мира и воспитывают в зрителе критическое мышление. Эти злодеи вовсе не злодеи, а скорее люди, застрявшие в рамках устаревшего мировоззрения.
Мотивация антагонистов «Клауса» проста, прозрачна и правдоподобна —изменившаяся ситуация разрушает многолетнюю вражду между главными семействами, угрожает привычным устоям. Возможно, их цель и выглядит злодейской для человека извне, но в глазах старейшин — правда на их стороне. Ведь никому не нравится, когда чужаки наводят свои порядки.
В конце концов, они не подвергают никого опасности, не врут и не нападают — они всего лишь делают то, что считают правильным.
Анимация.
Этот критерий в мультфильмах зачастую принимают как должное, и напрасно — великолепная анимация в «Клаусе» это одно из главных достоинств картины. Обычное дело, когда студии подражают известным конкурентам, чтобы их заметили (как было в случае с «Принцессой Лебедь»), но «Клаусу» удалось создать самобытную и оригинальную альтернативу королю двухмерной анимации.
Каждый персонаж наделен отличительными чертами, история плавно и естественно меняет темп, зимние пейзажи переносят в сказку или пробирают до костей. По словам режиссера Серджо Паблоса, уроженца Испании и создателя франшизы «Гадкий я», он надеется возродить 2D анимацию, которая оказалась отодвинута на второй план с приходом трехмерной графики.
История.
Основное достоинство картины — несомненно, сама история. Несмотря на великолепную идею, в начале может показаться, что сюжет вырисовывается предсказуемый и даже заезженный. В какой-то момент становится очевидным чья позиция изменится, в какую сторону, какие факты рано или поздно раскроются и к чему это приведет.
Джаспер — типичный представитель золотой молодежи, который отказывается направить свою энергию в правильное русло. Его высылают в дальние дали на заведомо невыполнимое задание. Может быть, не с первой секунды, но достаточно скоро становится ясно, что, конечно, он найдет способ его выполнить. Конечно, пересмотрит свои взгляды на жизнь и шелковые простыни обменяет на сердечный уют. Влюбится в молодую и красивую учительницу, подружится с хмурым Клаусом, поможет маленькой девочке, и в конце все будет хорошо. Но все же.
В каждой истории есть определенный набор поворотных моментов, которые влекут за собой снежный ком последствий, чтобы привести сюжет к логической развязке.
Помимо свежей, интересной идеи хороший сценарий предполагает минимум тупиковых событий, так как их обилие рассеет внимание зрителя и сделает историю пустой.
Но сделать историю свежей и нетупиковой очень сложно, поскольку ее ядро — конфликт, и он всегда уже где-то был. Часто даже самые интересные и оригинальные завязки становятся заложниками клише.
И каждый раз создатели «Клауса» могли пойти по двум путям: по проторенной дорожке предсказуемого развития событий или полностью обмануть ожидания зрителя просто потому что это круто, когда никто ничего не понимает и не может спрогнозировать. Первое — вторично, второе — чревато потерей доверия и интереса зрителя (можно, конечно, свалить на героев метеорит в самый неожиданный момент, но смотреться это будет неправдоподобно и дешево).
Серджо Паблос нашел свой путь: история поворачивает туда, куда она должна повернуть, и при этом избегает всевозможных клише, в которые так легко врезаться на крутых поворотах.
Итак, самая главная часть любого произведения — кульминация.
1. Джаспер теряет уважение своих друзей, когда они узнают, что все это время им двигала только корысть. Он сидит на палубе перед кораблем, который может вернуть его домой, к завтраку в постель и высоким потолкам. Момент определяющий, ведь сейчас он стоит перед важными выбором. Но с точки зрения художественного произведения: если он уедет, то история развалится, потому что именно во внутреннем изменении Джаспера и состоит ее смысл.
Выбора у него в общем-то нет, он предопределен с самого начала.
Клише в подобных случаях работает так: зрителя заставляют сомневаться в поступке главного героя до самого конца и возвращают его только в самый важный момент повествования, чтобы он геройски спас положение. «Клаус», в свою очередь, осторожно и без урона для истории возвращает Джаспера раньше положенного. Мелочь, но она освежает, как глоток воздуха, и не выбивается из общего тона, естественно двигая историю дальше.
2. Джаспер возвращается к своим друзьям. Все должны быть либо до смерти рады его появлению — пускать салюты и вытирать слёзы носовым платком, либо скептически ждать, когда он спасет их затею от провала. Но уже скоро становится понятно, что Санта и его помощники спасли положение без него. Этот случай редко встретишь в кино, тем более рассчитанном на детскую аудиторию, для которой вещи почти всегда сильно упрощаются — возвращение Джаспера не нужно больше никому, кроме него самого.
Создатели «Клауса», зная об этом клише и играя с ожиданиями зрителя, не раскрывают все карты сразу. И нам кажется, будто весь мир висит на волоске, пока авторы нас в этом не разубеждают.
3. Джаспера прощают и торжествует добро и справедливость. Снова — иначе и быть не могло. Однако, Паблосу удается сделать сцену прощения мягкой, душевной и трогательной, без надрыва и трагедии, присущей жанру.
Все эти детали, которые кажутся, в общем-то, мелочью, действительно не так значительны, но именно они выделяют «Клауса» на фоне остальных историй.
Реальное волшебство
Несмотря на то, что сама идея истории — придумать достоверную легенду о том, как и откуда появился Санта Клаус, мультфильм не пытается рационализировать все от и до.
Цель не в том, чтобы дать всему логическое объяснение, а в том, чтобы показать, как волшебство скрывается в самых простых, приземленных вещах.
Может быть, теперь мы и «знаем», откуда пошло поверье о летающих санях, запряженных северными оленями, почему все думают, что они проникает через дымовую трубу, откуда взялась традиция писать Санте письма с пожеланиями, и почему так важно вести себя хорошо весь год. И все же, это не делает сказку менее сказочной.
Волшебство живет в деталях, в шелесте листвы, добрых поступках и легком налете тайны, без которой невозможен был бы «Клаус».
А ты смотрел этот мультфильм? Согласен со статьей? Обязательно расскажи, что ты думаешь, в комментариях.