2 января 2020
Когда спонтанно решаешь писать по тысяче слов в день, начинаешь придумывать темы уже со второго дня. Пару лет назад я завела в телеграме книжный магазин “Синяя птица”, где как раз собирались книги, фильмы и песни о писателях. Поэтому сегодня будет подборка книг о писателях и для писателей - ведь именно это и вдохновляет, правда? Итак…
1. Рэй Брэдбери “Дзен в искусстве написания книг” - у меня издательства “Э”.
Книга, которую я открыла первого января 2020 и закрыла, дочитав, второго января 2020. Именно из неё и пошла идея писать ежедневно.
В “Дзене…” Брэдбери со свойственной ему лёгкостью описывает свой подход к писательству. Подход крайне прост - “писать” по 1000 слов в день, расслабиться и не думать. Вместо писать по сути можно поставить любой глагол, связанный с реализацией мечты. Книга очень жизнеутверждающая, наполнена советами и мыслями вскользь, которые застревают в голове, как воздушные шарики, зацепившиеся за ветку дерева.
Как содержать Музу? Что читать и читать ли? Может ли вдохновить Мексика, где грустно и жарко или Ирландия, где, по мнению Брэдбери, тоже грустно, а к тому же и холодно?
“Если вы не довольны результатами моего своего писательского труда - испытайте мой метод. И, возможно, тогда вы откроете для себя новое определение работы. Это будет любовь”.
2. Книга бесценной (имхо) Айрис Мёрдок “Море, море” - о становлении юного шестидесятилетнего писателя Чарльза Эрроуби, в недавнем прошлом известного лондонского режиссёра и драматурга.
Многие из вас мечтают в старости бросить всё, выйти на пенсию, уехать на море и писать там мемуары? Я - да. Поэтому так близка мне фабула романа Мёрдок.
Главный герой бросает суетную и наполненную страстями жизнь в Лондоне и переезжает в дом Шрафф-Энд, расположенный прямо на скалах, недалеко от деревни Нарроудин. Свой роман / дневник / автобиографию / повесть он пишет, смотря на волны, и это определяет форму повествования. Штиль, волнение, шторм, штиль - примерно так, раскачиваясь на беззащитной лодочке, чувствуешь себя все 573 страницы книги (в мягком формате издательства “Азбука”) - от тихих рефлексий к активным действиям, от нежной первой любви к страстной ненависти.
Приятный бонус - по волнам книги разбросаны рецепты “В четыре минуты. Поваренная книга Чарльза Эрроуби”, готовить по которым в унисон герою - величайшее удовольствие.
“Можно ли себя изменить? Едва ли. В лучшем случае такие перемены измеряются миллионными долями миллиметра”.
“Мне только сейчас пришло в голову, что в этих “мемуарах” я мог бы написать о своей жизни кучу небылиц и все приняли бы их за чистую монету. Таковы человеческое легковерие, сила печатного слова и любого известного имени, особенно если оно связано со “зрелищным бизнесом”. Даже когда читатели говорят, что не очень-то верят автору, они лукавят. Им ужасно хочется верить, и они верят, потому что верить легче, чем не верить, и еще потому, что все написанное на бумаге можно назвать «в каком-то смысле правдой»”.
3. Теоретическая “Любимое слово Набокова - лиловый” Бена Блата издательства “Эксмо” - подарок Д мне на прошлое новогодие - книжка о том, какие слова и как часто используют в своих романах американские и британские авторы; любимые слова того же Бредбери, Кристи, Капоте, Диккенса; с каких слов начинают свои предложения чаще всего Паланик, Твен и Хемингуэй… Ещё - используемые клише, количество наречий у авторов-мужчин и писателей-женщин, использование “не” и громкие и тихие глаголы...
“Когда-то написанные слова и мир цифр не должны существовать порознь. Можно любить их обоих. Через союз писательства и математики можно узнать столько нового о книгах, которые мы любим, и авторах, которых мы превозносим. И глядя на тенденции, мы можем в полной мере оценить те прекрасные моменты, когда закономерности нарушаются, и новая блестящая идея озаряет мир”.
4. Карлос Руис Сафон - моя внезапная любовь, случайно попавшаяся в магазине несколько лет назад, или Если бы Достоевский жил в Барселоне…
Молодой Мартин - герой книги “Игра ангела” - талантливый писатель криминальных рассказов: «Я много лет зарабатываю на хлеб ремеслом литератора и до сих пор не написал ни одной страницы, которая меня удовлетворила бы», получает необычное задание как плату за избавление от постигшей его болезни. Ему нужно написать книгу, которая станет новой религией. Фоном для книги станет таинственная и загадочная Барселона с её трамваями, замысловатыми домами, мистика, имеющая под собой совершенно бытовое обоснование, и по-мужски описанная жестокость, романтика, дружба, любовь и терпкий свежий запах с моря и, конечно, терзания писателя на грани таланта и нравственности.
“Не отклоняйтесь от темы. Я ищу противоположность интеллектуалу, то есть человека умного…”
“- ...нужно быть честным и хорошим человеком, чтобы писать вымышленные истории?
- Нет. Необходимо владеть ремеслом. Эмоциональная правда не является нравственной категорией, это техника”.
“- Вы самый скверный учитель в мире.
- Ученики делают учителя, а не наоборот”.
5. Неожиданно, но “Интеллект-карты” Тони Бьюзена (издательство “Манн, Иванов и Фербер”) - забавная книжка про то, как нестандартно создавать планы, конспектировать, добиваться поставленных задач и достигать глобальных целей, всегда нося с собой кипу разноцветных карандашей и большой блокнот. Не пользовалась ей ни разу, но для расширения сознания очень любопытно - возможно, в этом году что-нибудь попробую. Если верить автору, используя интеллект-карты можно начать писать стихи - как пишущий стихи человек не верю (!), но возможно… А вот для прозы от журналистских статей до рассказов, думаю, может быть полезно.
“...многие мои единомышленники по технике создания интеллект-карт стали популярными авторами. Если вы задумывались о том, чтобы написать книгу, воспользуйтесь интеллект-картой для планирования рабочего процесса”.
С помощью этих милых и забавных разноцветных карт можно проанализировать:
- концепцию книги;
- жанр, аудиторию;
- план книги;
- процесс написания произведения;
- способы продвижения книги (непременно нарисую такую штуку для “Лёгкого стихопатства”),
и даже найти издательство.
6. Книга Джоанн Харрис “Ежевичное вино” (у нас дома в формате flipbook) - это история писателя Джея Макинтоша.
В юности он написал прославившую его “Три лета с Пьяблочным Джо” - биографическую историю из воспоминаний о детстве в пригороде Лондона, где он проводил каждое лето, и подружился со стариком-чудаком-садоводом Джо.
С момента публикации этой книги он безутешно пытается найти вдохновение, чтобы сотворить ещё что-то достойное. И когда на глаза ему попадается объявление о продаже во Франции шато, похожего на дом его любимого с детства Джо, он, не задумываясь, едет туда, захватив с собой несколько бутылочек ягодного вина, сохранившихся с тех времён.
Книга наполнена вдохновением - оно поджидает Джея в новом жилище, во фруктовом саду, в кафе маленькой деревушки поблизости, во взгляде загадочной соседки.
“Дом - там, где твоё сердце... Там, где твоё искусство”.
“Агрегат на столе перед ним казался автомобилем, танком, ракетой. Комната вокруг жужжала и шипела, словно темное шампанское. Клавиши машинки скакали и щелкали под пальцами. Он забыл о времени. Забыл обо всем”.
7. “Рисовый штурм” Майкла Микалко, доставшийся мне в подарок после конференции в Питере по маркетингу в культуре в октябре этого года. Книжка прилетела в Москву через неделю как приз за отзыв об этой конференции и оказалась очень уместной. Издательство, конечно, “Манн, Иванов и Фербер” - совершенно их формат - способы расшевелить свой мозг и вспомнить, многочисленные интерпретации мозговых штурмов и многое другое - от метода Леонардо да Винчи до техник релаксации. Наверняка можно схитрить и предложить эти методики в качестве игры на новогодних праздниках в большой компании, чтобы набраться идей и свежих мыслей.
“Мы принимаем решение быть креативными или равнодушными… В конечном счёте наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба”.
8. В октябре мы поехали в Питер, и помимо посещения конференции из предыдущего пункта бесконечно много гуляли и ходили. И там в идеальном книжном в Зингере была идеальная распродажа книжек - так у меня появился “Филиал” Сергея Довлатова - последняя и пропитанная ностальгией автобиографичная его повесть о писателе / журналисте, приехавшем на конференцию в Лос-Анджелес. Повесть совсем не о писательстве, но изложение - по-довлатовски простое и пронзительное - как раз о том, что гениально описать можно всё - даже то, как неожиданно подаренный щенок нагадил тебе на рубашку.
“В борьбе с абсурдом так и надо действовать. Реакция должна быть столь же абсурдной. А в идеале - тихое помешательство”.
9. “Колыбель для кошки” Курта Воннегута - история писателя, который пишет книгу об атомной бомбе.
“Будь я помоложе, я написал бы историю человеческой глупости, взобрался бы на гору Маккэйб и лёг на спину, подложив под голову эту рукопись. И я взял бы с земли сине-белую отраву, превращающую людей в статуи. И я стал бы статуей, и лежал бы на спине, жутко скаля зубы и показывая длинный нос - сами знаете кому!”
10. Ещё один подарок Д на прошлый Новый год - “Литературный марафон” Криса Бейти (издательство - тоже “МИФ”) - эту книжку осуждают за формальный подход (думаю, те, кто судит её только по названию). На самом деле это структурная и чудесно изложенная рекомендация по написанию романа, если ты об этом мечтаешь.
В конце концов любой графоман / начинающий писатель / кто угодно может мечтать о том, чтобы написать книгу. И тут важно - для морального равновесия персонажа и его семьи - довести дело до конца. Методика Бейти в этом поможет - важно не забегать вперёд и читать только ту главу, которая описывает этап написания книжки в данный момент - тогда есть шанс дописать книгу до финала и получить самое бесценное, что только есть на свете - о-п-ы-т - ну и, конечно, бокал шампанского за проделанную работу, даже если роман ляжет в стол или будет сожжён в уютном камине во время новогодних праздников.
“Единственное, о чём стоит побеспокоиться в этот момент, - не оставляете ли вы, отправляя всё это в рот, следов по всему компьютеру в процессе печатания. Имейте в виду, что некоторые закуски более безопасны для клавиатуры, чем другие”.