Найти тему

Сальвадор Дали и 3 летающие кошки: что не так с фотографией

Привет, друзья! Многим знакома фотография 1948 года за авторством Филиппа Халсмана, на которой запечатлён прыгающий Сальвадор Дали с 3 летящими кошками. Дали и Халсману потребовалось сделать 26 неудачных кадров прежде, чем они получили результат, который мы можем видеть и по сей день:

"Дали Атомикус", 1948. © Филипп Халсман / Magnum photos
"Дали Атомикус", 1948. © Филипп Халсман / Magnum photos

Кстати, то что это фото было сделано лишь на 27 попытке, делало его ценным в прямом смысле слова ещё в момент создания - в 40-х годах фотоплёнка стоила недёшево.

Этот портрет Дали был ранним примером техники, которую Халсман назвал «прыгологией». Чтобы запечатлеть истинное лицо своих моделей - в первую очередь знаменитостей и общественных деятелей, привыкших к постоянному вниманию объективов, - он начал просить их подпрыгивать, и в этот момент фотографировал.

Прыгаюшая Одри Хепбёрн, 1955. © Филипп Халсман / Magnum photos
Прыгаюшая Одри Хепбёрн, 1955. © Филипп Халсман / Magnum photos

«Когда вы просите человека прыгнуть, его внимание, в основном, направлено на сам прыжок, и маска падает так, что проявляется реальный человек», - однажды объяснил Халсман.

Но за несколько лет до того, как фотограф убедил Одри Хепбёрн, Грейс Келли, Ричарда Никсона, герцога и герцогиню Виндзорскую сделать фото в прыжке, он снял портрет Дали, на котором художник кажется застывшим в воздухе среди 3 летающих кошек, потока воды и парящей мебели.

Кстати, сначала Халсман планировал добавить на фото утку, взрываемую динамитом, но хорошо, что он отказался от этой идеи.

"Усы Дали", © Филипп Халсман / Magnum photos
"Усы Дали", © Филипп Халсман / Magnum photos

У Халсмана была давняя дружба и опыт работы с Дали. Он уже делал его портрет, которые позже собрал в книгу "Усы Дали".

Были у фотографа и другие снимки, помещавшие Дали в странные миры, мало чем отличающиеся от его собственного воображения. Например для создания In Voluptas Mors (1951), Халсману потребовалось три часа, чтобы расположить женские тела так, чтобы они создавали иллюзию черепа:

'In Voluptas Mors", 1951. © Филипп Халсман / Magnum photos
'In Voluptas Mors", 1951. © Филипп Халсман / Magnum photos

Создавая портрет прыгающего Дали, Халсман хотел, чтобы все объекты в кадре парили в воздухе.

Оригинальная, необрезанная версия фотографии раскрывает её секреты: помощник поднял стул с левой стороны кадра, мольберт и картина подвешены на проволока, а стол приподнят над полом. 

А вот с кошками потоком воды никакого трюка не было - они настоящие. В каждом дубле помощники Халсмана, в том числе его жена Ивонна и одна из дочерей Ирен, бросали в кадр кошек и выплёскивали ведро воды.

После каждой попытки Халсман проявлял и печатал фото, а Ирэн успокаивала и высушивала кошек.

Забракованных дубли  "Дали Атомикус", 1948. © Филипп Халсман / Magnum photos
Забракованных дубли "Дали Атомикус", 1948. © Филипп Халсман / Magnum photos

На забракованных фотографиях можно найти заметки Халсмана, например, такие: "Вода попадает на Дали вместо кошки" и "Помощница попадает в кадр", "Стул закрывает лицо Дали". С 27 дубля наконец-то (к радости бедных кошек) удалось добиться желаемого результата, который был опубликован в журнале Life.

А как вы считаете, стоила ли такая фотография тех испытаний, что пришлось перенести 3 кошкам в кадре?

Если вам понравилось, поставьте палец вверх и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Ну и не забывайте поделиться статьёй с друзьями в социальных сетях