Найти в Дзене
Земной шар

Утрата «вечного льда» угрожает образу жизни монгольских оленеводов

Куски давно замороженного снежного покрова и льда в монгольских степях быстро исчезают, что имеет тяжелые последствия для оленей и пастухов, которые полагаются на ледяные пятна.

Около 30 семей, являющихся членами цаатанского народа , живут в отдаленной части северной Монголии, называемой Уланской тайгой. Интервью с некоторыми из этих семей позволили исследователям создать ранее неизвестную историю этого замороженного ресурса и получить новое понимание того, как быстро он исчезает.

Летом цаатаны приносят свои стада северных оленей в безлесный район долины тундры, называемый Менгебулаг. Там, в течение десятилетий, возможно, дольше, сохранялись многочисленные крупные участки снега и льда, независимо от времени года. Люди называют эти пятна «вечным льдом», или munkh mus .

Лед является важным источником пресной воды для семей, и олени лежат на нем, чтобы охладиться и искать передышку от укусов насекомых, говорит Уильям Тейлор, археолог из Университета Колорадо в Боулдере и Института Макса Планка по науке о человеческой истории в Йене. Германия По словам пастухов, без охлаждающего и подавляющего насекомых льда животные более уязвимы перед болезнями, переносимыми паразитами, а также подвержены тепловому стрессу, что снижает их иммунитет к болезням .

«Эти люди сразу испытывают последствия, потому что их средства к существованию привязаны к животным и связаны с водой», - говорит Тейлор. Он и его коллеги рассказывают об этнографической истории этих людей, которую все чаще признают важной частью документирования происходящего изменения климата , в исследовании, опубликованном в Интернете 20 ноября в PLOS ONE .

Монголия является одной из самых сухих стран в мире, но «горы предоставляют эти уникальные микросреды, где сезонные осадки накапливаются в виде снежного покрова», - говорит Тейлор. Это позволило людям жить и пасти животных по всей стране.

Но многие из ледяных пятен, казалось, сжимались или даже исчезали, Тейлор и его коллеги отмечали при повторных посещениях региона. Чтобы узнать больше о том, где и когда лед начал исчезать, исследователи опросили на монгольском языке членов трех семей с летними лагерями в регионе, которые год за годом посещали ледовые участки. Семьи сообщили, что потеря вечных ледяных пятен ускорилась в последнее десятилетие; многие давние пятна полностью растаяли летом 2016, 2017 и 2018 годов.  

Жареные северные олени лежат в грязи возле одного из летних лагерей цаатанских пастухов в 2017 году, где когда-то существовал ледяной покров. По словам монгольских пастухов, отсутствие ледяных пятен может повлиять на оленей несколькими способами. Жареный олень понизил иммунитет к болезням; есть меньше пресной воды для питья; и поскольку лед снижает активность насекомых, его недостаток делает северного оленя более уязвимым для болезней, передаваемых паразитами.МЯГМАР НАНСАЛЬМАА
Жареные северные олени лежат в грязи возле одного из летних лагерей цаатанских пастухов в 2017 году, где когда-то существовал ледяной покров. По словам монгольских пастухов, отсутствие ледяных пятен может повлиять на оленей несколькими способами. Жареный олень понизил иммунитет к болезням; есть меньше пресной воды для питья; и поскольку лед снижает активность насекомых, его недостаток делает северного оленя более уязвимым для болезней, передаваемых паразитами.МЯГМАР НАНСАЛЬМАА

«Действительно тревожные истории были теми, куда семьи привели нас туда, где раньше были участки, и теперь они просто бесплодные скалы», - говорит Тейлор. «Термин munkh mus - это термин уважения», - добавляет он. «Они не используют« вечный »слегка на монгольском языке. И потеря во многих отношениях ощущается как трагическая ».

В исследовании не анализируется, как потеря этих ледяных пятен связана с потеплением в регионе. Но группа отмечает, что средние температуры в Монголии на 2001 год уже были на 1,5 градуса Цельсия выше, чем в среднем в 20-м веке, согласно отчету ООН по изменению климата .

Используя местоположения, предоставленные семьями, а также спутниковые данные за 2016 и 2017 годы, исследователи действительно посетили 11 существующих участков льда и два участка, которые были покрыты льдом в 2016 году, но теперь полностью растаяли. Эти исследования, проведенные верхом на лошади, позволили выявить деревянные артефакты, некогда погребенные подо льдом, которые, по словам Тейлора, являются ключом к истории оленеводства в регионе. Например, длинные цилиндрические деревянные палки могли быть «пугающей палкой», которую пастухи по-прежнему используют для контроля за поведением диких северных оленей, рассказали исследователи. Линии таких палок, расположенные вертикально на снегу, могут побудить инстинкты животных уклониться от места.

Исследователи обнаружили, что датирование углеродом-14 показывает, что эти артефакты использовались в 1960-х или 1970-х годах. Пятна тающего льда, возможно, ранее выставляли множество других, возможно, более старых, органических артефактов, когда-то сохранившихся во льду, которые уже деградировали. «После того, как они исчезнут, невозможно отследить и экстраполировать то, что могло быть потеряно», - говорит Тейлор.

По словам Ларса Хольгера Пило, ледникового археолога из Программы археологии ледников в Оппланде, Норвегия, с начала 2000-х годов начали появляться подобные находки в результате таяния льда в Норвегии, Северной Америке и в Альпах. Теперь ученые стремятся собрать устные истории и уязвимые артефакты на быстро растекающихся участках в отдаленных районах. «Многие находки сделаны из органических материалов, которые не сохранились где-либо еще, но которые выжили сотни или тысячи лет во льду, как в машине времени», - говорит Пилё.

Пилё говорит, что группа Тейлора первой предприняла такую ​​ледниковую археологическую работу в Монголии. «Они выполняют действительно важную работу». Этнографическая информация «добавляет мясо к кости, так сказать. Это облегчает понимание того, почему находки сделаны в ледяных пятнах и ледниках и как их следует интерпретировать ».