- Собачья работа! - сказала в сердцах моя близкая подруга Юля. Сказала так о своей должности, о моей должности, о должности нашей общей подруги Дины. А должность наша - мы работаем в кассе банка бухгалтерами-кассирами.
-Ого, - скажут некоторые, - да вы матушки зажрались! Это же работа белых воротничков! Сиди себе на ж..е, клиентов обслуживай. Тебе ещё за это нехилую зарплату заплатят.
Я раньше тоже так думала. Вот с чего началась наша история. В юности мы большой компанией дружили. Потом быстренько как-то замуж все вышли и встречаться редко начали. Сотовых телефонов не было, поэтому общение свелось почти на нет. И когда я в первый раз увидела Дину в кассе за стеклом, я аж обомлела. Какая она хорошенькая! В белой рубашечке, при макияже и маникюре. Сидит такая красотка, денежки у людей принимает и выдаёт, платежи разные проводит. Вот ведь молодец! Я тоже так хочу. Это работа моей мечты. Так мне подумалось в тот момент. Но я не стала пытать Дину, как она попала в банк, просто порадовалась за неё и... затолкала своё хочу куда подальше. Понимала - в банк только через знакомых можно попасть. А я без роду без племени - меня вон даже в секретари на завод не взяли. А образование экономическое бухгалтерское я к этому времени ещё не имела.
Но прошло какое-то время. У меня появились экономическое образование и опыт. И сударь-случай не заставил себя долго ждать - меня пригласили в банк. Да-да, по знакомству, очень близкая знакомая, почти родственница. Спросила, не хочу ли я случайно в банке поработать? - Я от такого предложения даже дар речи потеряла на мгновение. Ого! Ещё и спрашивает. Конечно же хочу! Ещё как хочу! Моя давняя мечта, которую считала несбыточной. Она отправила меня к старшему менеджеру на собеседование. Там мне задали разные экономические задачи. Я все решила.
- Все правильно решены. Вот только эта задача решается по формуле сложных процентов, а вы её решили другим, более длинным способом, - и менеджер показала мне эту формулу сложных процентов. Вот дурёха!- ругнула я себя. Но меня не учили на бухучёте в техникуме этому. А в универ я ещё не поступила.
- Ну да, продолжила менеджер, это в институте проходят. Но ничего страшного, вы нам подходите. У нас всё равно на должность бухгалтера-кассира курсы 3-х месячные, там всему научат. Идите, оформляйтесь, - улыбнулась мне менеджер.
Вот так и я попала на работу своей мечты. Я каждый день шла туда с улыбкой, а обратно, изрядно уставшая, но всё равно довольная, бежала в детский сад забрать дочурку и домой.
Дни шли за днями. Начали копиться истории с клиентами. Разные истории. Разные клиенты.
Ко всем старалась относиться чутко и душевно.
Вы спросите, как это?
Например, приходит бабуля. У нее счёт депозитный на 300-400тр. Минимальная сумма вклада 30тр. Проценты от суммы не меняются. Открывается счёт на год. И вот приходит бабуля через 11 месяцев и говорит - закрываю счёт. Пытаюсь объяснить, что сейчас все проценты она потеряет. Говорю 1 месяц подождите. И таких случаев много было. Некоторые благодарят, через месяц приходят. Некоторым позарез надо немного денег и приходится всё же закрывать счёт. Часть денег клиент забирает, а часть я ему советую положить уже не одной суммой, а разбить на несколько частей, то есть открыть несколько вкладов. Если ещё раз приспичит снять - хоть по другим суммам проценты не прогорят. Клиенты были благодарны за это. Мне правда бумаг больше оформлять приходилось.
Ещё были случаи с валютными переводами. Как приходили перечислять или получать из-за границы деньги, так очередь в кассу. Долго очень это всё получалось. Не именно у меня. Система ввода и обработки документов долгая была. И нельзя было отставить одного клиента, начать другого. Когда запомнила постоянных клиентов с переводами, я, видя их в очереди, просила подойти в мой обед. Запускала эту программу перевода, быстренько ела, как раз готов был перевод, принимала или выдавала деньги. Так были сэкономлены время и нервы клиентов - не возникало очереди. Я не просила никакой мзды за это. Но как-то благодарные клиенты всё равно умудрялись просунуть в окно подарки. Мне было неудобно за это немного. Но потом мы с девочками чай пили с подаренными конфетами и домой ещё оставалось. А один раз даже подарили видеокассету с концертом Алсу :)))
Но были и курьёзные случаи. Меня направили в кассу другого района. Там спальный район. Основная масса работает на заводах. В тот день выдали зарплату. Работала одна, так как основная сотрудница заболела. Меня на замену, так сказать, поставили. И началось - выдача зарплаты с карточек: "пин код и ввод", оплата по квитанциям, выпуск новых карточек.
Целый день очередь с утра. Пока все люди не кончились (а очередь с улицы начиналась), не закрыла отделение. Вечером сводка денег и статистика.
- Обалдеть! 507 клиентов сегодня через мои руки прошло! - воскликнула я, хотя никого уже не было и адресовано это в пустоту, - это перегруз, однако.. При норме до 75-ти человек в день!
Стала кассу сводить. Вот зараза! 500 руб лишних! Если не хватает - то вздохнёшь, поищешь ошибку, да и достанешь из своего кошелька. А вот лишние - это уже хреново. Пересмотрела всю наличность вдоль и поперёк в надежде на пересортицу. Нет! Значит кому-то недодала. Стала перебирать все бумаги, платежи. Благо память хорошая, каждого запомнила. И нашла! По карте одной были снятие, платежи, потом клиент попросила одно, потом другое, в итоге сама запуталась и меня запутала. А сзади ещё ползавода в очереди за зарплатой. Ушла она с чистой совестью, в отличие теперь от меня 😁. Ну да ладно. Вычислила я её по карте, нашла ФИО. Пересмотрела ещё раз все движения денег за день - все условия только на эту карту указывают. Написала записку основной сотруднице. Пришла клиентка через месяц. Она знала, что у нее на карте больше, а тут не хватает. Как она обрадовалась, когда мы сказали ей что деньги не потерялись и ждут её уже как месяц.
Но самый курьёзный случай произошёл с одним из постоянных клиентов. Я была в своей кассе, в субботу. Утро. В пятницу выдавали зарплату. И те, кто не смог получить денег в этот день, пришли в субботу. Подходит клиент, немного под шафе, несмотря на то что ещё утро. Всегда такой вежливый был. А в этот раз швыркает пластиковую карту мне в лоток и небрежно так:
- Дай мне зарплату!
- Код и ввод, наберите пожалуйста.
Пиииик.. - пищит пин пад
- У вас отказ, пишет нет средств на карте.
- Этого не может быть! Давай ещё раз!
Попробовали ещё раз код и ввод. Результат тот же.
- Нам вчера бухгалтер сказала, что деньги перечислила! - клиент стал зарываться.
- У вас какой банк? - спросила я.
Он ответил. Оказалось, что банки разные. А переводы денег между разными банками могут занять время до 3-х дней. И это нормально, по закону. Я ему это начала объяснять, а он возьми да как плюнет прям в меня!
Хорошо что ещё за стеклом работала.
- Да как вы смеете! Сейчас охрану вызову!
Он схватил свою карту и ушёл. Грязное стекло красуется.
А я сижу и думаю, хорошо что хоть других клиентов нет, может и правда надо было тревожную кнопку нажать, пусть бы в полиции всё объяснял. Уборщица ещё не скоро придёт. Видать придётся эту пакость самой пойти убрать. Негодяй! Пока я внутри себя кипела, он вернулся. Совсем трезвый, со взглядом побитой собаки. Извинился, всё вытер чисто, ушёл. Больше в наше отделение не приходил обслуживаться. Вот такие истории о клиентах 😁
Если интересно почитать о банке историю, то продолжение следует