Найти тему
Студенчество

Организация учебного процесса

В этой статье я расскажу о том, как устроено обучение в моем университете. Поговорим о занятиях, экзаменах и зачётах, а также о системе оценивания.

Занятия 🎓

У нас два типа пар: лекции и практики. Второе ещё по-старому называют «семинарами».

На лекционных занятиях преподаватель начитывает материал, студенты слушают и конспектируют. К доске никто не выходит, с места говорят только если есть какие-то замечания или вопросы.

На практике мы решаем задачи, нам дают домашнее задание, а потом из аналогичных примеров составляется контрольная работа. В зависимости от предмета может быть от 2 до 5–6 контрольных.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Как правильно, все баллы зарабатываются исключительно на практике, поэтому посещаемость таких занятий намного выше лекционных. Зачастую то, что проходится на практике, отличается от лекций. К сожалению, непродуманность учебного плана иногда также заставляет проходить одно и то же дважды.

БРС 📊

В нашем университете введена балльно-рейтинговая система — БРС. Это значит, что каждая активность в течение семестра оценивается в баллах. При этом все предметы делятся на два типа:

  1. Зачётный. Необходимо за семестр набрать не менее 60 баллов из 100. Оценка не ставится.
  2. Экзаменационный. За работу в семестре необходимо набрать не менее 38 баллов из 60, за экзамен — не менее 22 из 40. Баллы переводятся в оценки:
  • 85–100 — «5» (отл.)
  • 71–84 — «4» (хор.)
  • 60–70 — «3» (удовл.)

Для тех, кто за семестр не набрал 38 для экзаменационного предмета (или 60 для зачётного), проводится добор баллов. Это мероприятие, на котором даётся возможность сдать долги или переписать контрольные.

Удобство такой системы в том, что учитывается работа в течение всего семестра. Кроме того, существует бонусные баллы (до +10). С их помощью можно набрать, скажем, 63 за семестр, и тогда, написав экзамен на минимальные 22, уже получить пятёрку.

Однако преподаватели старой школы очень часто игнорируют эту систему и ставят ту оценку, на которую сдал экзамен. В приведённом примере это была бы тройка (так как 22 из 40 — это всего 55%)... Очевидно, что система БРС требует доработки и более широкого распространения.

Экзамены

Как я уже отметил, зачёты обычно получают в конце семестра. А вот экзамены сдают в период сессии — в январе и июне. Обычно зимой проходит 3 экзамена, а летом 4 или даже 5.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Традиционный экзаменационный билет состоит из 2 теоретических вопросов и, возможно, 1 практического. Тянешь билет, готовишься, отвечаешь — всё как обычно. Однако бывают и более интересные формы аттестации. Например, несколько теорем и определений из каждого пройденного раздела. Кажется, что это увеличивает объем работы, однако здесь проверяется материал в целом. На классическом экзамене может попасться 1 тема, которую ты не знаешь, и всё — экзамен провален.

«Автомат» и прочие бонусы 🎁

К сожалению, в официальном положении о БРС предусмотрено только получение оценки «3» автоматом. Для этого необходимо получить 60 из 60 за семестр. Весьма странное правило. Какой студент, выполнивший программу на 100%, согласится на тройку?

Тем не менее, некоторые преподаватели на старших курсах ставят «автомат» тем, кто хорошо работал в течение семестра. Так можно получить 85 баллов, не сдавая экзамен. Реже встречается такое понятие, как досрочный (или пробный) экзамен. Это возможность написать экзамен в упрощённой форме до начала сессии. Если результат устраивает, то можно согласиться на него и не сдавать основной экзамен. В основном преподаватели это делают, чтобы упростить себе работу на сессии.

Что в итоге? 📚

В целом, система обучения на сегодняшний день довольно неплоха и учитывает намного больше интересов студентов, чем ранее. В некоторой степени учиться стало легче, и это хорошо.