Приветствую всех в Новом Году! Жизнь продолжается, более того - она кипит, летит и шумит. А мы продолжаем слушать музыку, потому что какая без этого жизнь. Long Live Rock'n'Roll, и сегодня мы поговорим именно о live-альбомах, тех, что записаны на концертах, где музыканты выкладываются, выпендриваются, а иногда и выкручиваются. Если на сцене настоящие мастера, они могут превратить своё выступление в нечто незабываемое. Адреналин и вдохновение творят чудеса, песни обретают новое измерение, а реакция публики толкает на новые подвиги. Это в идеале, конечно - так бывает далеко не всегда. Тем ценнее записи, на которых зафиксированы особенные моменты, о которых говорят "мурашки по коже". Я отобрал несколько концертных альбомов, которые всегда слушаю с удовольствием, ощущая невидимые флюиды и вибрации - те, что и делают музыку "живой". Конечно, это чисто субъективные предпочтения, личный топчик - у каждого он свой. Учитывая мои своеобразные вкусы, кто-то наверняка обнаружит в списке позиции неожиданные и даже спорные, а своих любимцев не увидит. Это нормально, мы ведь все очень разные. Главное - не стреляйте в пианиста!
Итак, начнем. Я не хочу делить эти альбомы на лучшие и худшие, они все хороши по-своему, поэтому размещаю их в произвольном порядке. Открывает список великий эксцентрик Фрэнк Заппа (Frank Zappa) с пластинкой Broadway The Hard Way, записанной по ходу его турне 1988 года.
Как всегда, выступление Заппы пронизано черным юмором и сарказмом, к тому же здесь много политической сатиры - досталось и Рейгану, и Никсону, и многим другим деятелям. Злые шутки и постоянное дурачество сопровождаются великолепным исполнением не самой простой музыки, состав играет потрясающе слаженно, а сам Заппа демонстрирует, помимо прочего, своё величие как гитариста, вставляя в песни изумительные соло. Музыканты чувствуют себя как рыбы в воде в любом жанре и стиле, моментально меняя темп, размер и настроение. В разгаре шоу на сцене вдруг появляется Стинг, приветствует публику не совсем цензурным образом, и мощно выдает на-гора боевик из репертуара Police "Murder By Numbers". На виниловом издании этого номера не было, как и многих других, вошедших в CD-версию.
Далее перед нами предстанут исполнители совсем другого толка: если у Заппы все держится на жесткой дисциплине и многократных репетициях, то о группе The Rolling Stones Юрий Лоза сказал, что они ни разу в жизни гитару не настроили, а другой Юрий, Антонов, утверждал: Stones вообще никогда не репетируют. Однако группа уже почти 60 лет гастролирует при полных аншлагах - то ли публика дура, то ли профпригодность всё же на высоте, вопреки мнению "мэтров". За такой период было издано немало концертных записей, среди которых самой интересной мне представляется пластинка 1969 года "Get Yer Ya-Ya's Out!" В названии присутствует игра слов: Ya-Yas - это на сленге женская грудь (попросту говоря, сиськи), но также имя ослика Иа-Иа в небезызвестной сказке о Винни-Пухе. Поэтому на обложке диска запечатлен барабанщик Чарли Уоттс, погрузивший на осла музыкальное оборудование перед долгой дорогой, а на его футболке можно разглядеть те самые женские груди.
Альбом, записанный в ходе американских гастролей 1969 г., интересен прежде всего появлением в составе "Роллингов" молодого гитариста-виртуоза Мика Тэйлора и его взаимодействием с Кейтом Ричардсом. Этот тандем работает как машина, придавая новое, утяжелённое звучание таким песням, как Jumpin' Jack Flash, Midnight Rambler и Street Fighting Man. Исполнение Love In Vain показывает, что гитары настроены как надо, а ещё не заезженная Sympathy For The Devil поётся Джаггером эмоционально-зловеще, с истинно сатанинским величием. Сексуальная сторона представлена номерами Stray Cat Blues, Live With Me, Honky Tonk Women и рок-н-роллом Чака Берри Little Queenie - тема сисек раскрыта полностью. Отлично работает ритм-секция, барабанщик Уоттс даже заслуживает отдельную похвалу от Джаггера, который обращается к публике со словами "Чарли хорош сегодня, правда?" - и зал отзывается одобрительным гулом. На компакт-диске опять же выпущена расширенная версия, где добавлено несколько песен из сета Stones, а также выступления сопровождающих артистов - это были B. B. King и Ike & Tina Turner. У Rolling Stones был ещё один великий "живой" альбом - Flashpoint 1991 г. - но о нем в другой раз, а сейчас перемещаемся в легендарный нью-йоркский зал Fillmore East.
Кто только не выступал на этой площадке (ныне, увы, давно закрытой)! А коллектив из Флориды The Allman Brothers Band записал там
в марте 1971 г. концертный альбом, ставший для них настоящим прорывом.
Группа уже имела в своем активе два студийных альбома, но они не пользовались коммерческим успехом, и только путем изнурительных гастролей ABB могли расширить круг своих почитателей. Их концерты всегда нравились публике, так как музыканты на сцене пускались в долгие импровизации, демонстрируя всё своё недюжинное мастерство. Это не джаз-рок - это рок, исполненный в джазовых традициях, когда все поочередно солируют к общему удовольствию. Гитарист Дуэйн Оллмэн говорил, что в студии они чувствуют себя скованно, и только взаимодействие с аудиторией позволяет раскрепоститься, чтобы зажечь по-настоящему. Результатом стал один из величайших концертных альбомов всех времён, поднявшийся на тринадцатую строчку национального хит-парада. Продажам способствовало и то, что двойной альбом шел по цене одинарного, но прежде всего - мощнейшие композиции, исполненные с необычайной страстью и размахом. После его выхода The Allman Brothers Band сразу обрели суперзвездный статус, и никакие беды (а их в истории группы было предостаточно) уже не могли его разрушить.
Двойной концертник - явление обычное, но некоторым особо одаренным товарищам не хватало и четырехстороннего формата, чтобы полностью выразить свои чувства. Например, британская прогрессив-группа Yes, любившая всё грандиозное, решив выпустить "живой" альбом, сделала его тройным - а могли бы и четверной при желании легко оформить. Yessongs (1973) подытожил первый этап деятельности коллектива и был составлен из записей, сделанных во время двух концертных туров: в поддержку альбомов Fragile и Close To The Edge (1971 и 1972 соответственно).
То было время, когда группа находилась на пике формы, не только создавая великие новаторские произведения, но и исполняя их с ошеломляющим мастерством. Тогда было не принято делать большие паузы между альбомами, поэтому, закончив тур 1971 года, Yes сразу приступили к работе над Close To The Edge, а выпустив диск, вновь отправились на гастроли. Правда, им пришлось сменить барабанщика, так как Билл Бруфорд внезапно ушел из группы, и новому драммеру Алану Уайту пришлось разучить свои партии буквально за несколько дней. Уайт с честью вышел из ситуации, после чего закрепился в составе Yes рядом с такими мастодонтами, как Джон Андерсон, Стив Хау, Рик Вэйкман и Крис Сквайр. Оформил издание Роджер Дин при помощи своего брата Мартина, и помимо конверта в несколько разворотов, там содержался ещё и объёмистый буклет. Концерт, состоявшийся 15 декабря 1972 года в лондонском Rainbow Theatre, был снят на пленку и выпущен в 1975 г. как фильм с тем же названием - Yessongs.
Если Yes были группой аристократов-сибаритов, не чуждых буржуазной роскоши, то американцы The Doors предпочитали анархию, в особенности их непредсказуемый фронтмен Джим Моррисон. Их концерты были сродни вакханалиям, балансируя на грани между великим откровением и полным хаосом. Когда продюсер группы Paul A. Rothchild решил выпустить "живой" альбом, то собирал его буквально по кусочкам, прослушивая километры пленок и выбирая лучшие фрагменты. Тщательная работа принесла свои плоды: конечный результат получился вполне цельным музыкальным полотном, на котором не было видно ни швов, ни склеек. Двойной альбом Absolutely Live увидел свет в июле 1970 г. - жить Моррисону оставалось ровно год.
На обложке певец запечатлен стройным, выбритым, в обтягивающих кожаных штанах. Но это был более ранний снимок, на самом деле Моррисон к тому времени радикально изменился, отпустив бороду и сильно поправившись. Выпускающая компания Elektra сочла старый имидж более привлекательным, что привело Моррисона в ярость, но поделать он уже ничего не мог. Зато с музыкальной точки зрения придраться не к чему, сплошной праздник и наслаждение. На пластинку вошло несколько песен, которых не было на студийных альбомах - Love Hides, Build Me A Woman, Close To You (спетая клавишником Рэем Манзареком), Universal Mind... Кроме того, полностью была исполнена сюита Celebration Of The Lizard - потрясающий мини-спектакль. Разумеется, присутствуют и классические хиты, и в целом все спето и сыграно на пределе эмоций, как всегда у The Doors. Блистает не только солист - барабанщик Джон Денсмор не просто держит ритм, а постоянно вступает в диалог с певцом-рассказчиком, гитарист Робби Кригер настоящий мастерюга, и конечно великолепен Рэй Манзарек, на чьих плечах помимо обычных обязанностей и басовые партии, и бэк-вокал. Все сумасшествие и величие тех времен запечатлено на этих треках, благодаря которым мифологема "Моррисон жив" кажется не такой уж неправдоподобной.
На этом первая часть окончена, продолжение следует.