Найти в Дзене

«Простой карандаш» и сермяжная правда бытия

На днях посмотрел фильм «Простой карандаш». Действия картины происходит где-то на севере в 1200 километрах от Москвы. Главная героиня приезжает в лесной край, находящийся на берегу большой реки вслед за своим мужем, отбывающим там наказание в исправительном учреждении. Женщина лет 30-35, по профессии художник, снимает комнату в двухэтажном невзрачном гнилом деревянном бараке, устраивается на работу в местную школу учителем рисования и черчения. На пороге пестрая осень, разбитые и размытые дороги и вся скупая прелесть неброской бедной глубинки. Бытовая серость на фоне осеннего благоухания буйства красок в лесу.

В школе свои порядки. Подросток-переросток, брат отбывающего наказание уголовника, про которого поговаривают, что он кого-то убил, но убийство не удалось доказать, держит в страхе всю школу. Как смотрящий, собирает дань со всех учеников, раздает всем, включая девочек, тумаки и шишки. Учителя его побаиваются, делают вид, что ничего не происходит. Учительница английского договорилась с ним, чтобы он не ходил к ней на уроки. Учителя русского языка, литературы и истории он вообще ни во что не ставит. Как-то парню нужно было переговорить с одним одноклассником на уроке, учитель начал возмущаться, но, услышав: «пошел вон», тут же покинул класс прямо во время урока.

А приехавшая молодая учительница решила навести хоть какой-то порядок в школе, но найти общий язык с подростком-переростком она так не смогла. Зато за счет увлеченности предметом «изобразительное искусство», умения заинтересовать им детей, сумела привлечь внимание к себе остальных ребят.

Но как-то смотрящий со своей кодлой подростков подкараулил учительницу, идущую с мальчишками с почты, несущих какие-то посылки. Завязалась потасовка, главарь толкнул училку на землю, за что тут же получил тяжелым предметом по голове от одного из мальчишек, сопровождавших учительницу. Смотрящий оказался в отключке, пацаны разбежались. Учительница поймала какую-то машину, отвезла парня с пробитой головой в больницу. Там его откачали. С происшествием стали разбираться полицейские. Тут еще брат-уголовник из зоны вдруг неожиданно нарисвался. Меньшой сам же советует учительнице бежать из их гиблого местечка. Та хватает мальчишку, который проломил голову школьному смотрящему, решает ехать в Питер. Вот бегут они по дороге вдоль длинного штабеля из бревен – баланса (в этом городишке фабрика по выпуску простых карандашей). Дебилый уголовник с братом догоняют их. Мальчишке удается убежать на пристань, а учительнице урка проламывает голову, ударяя ее пару раз о торец бревна в штабеле, выворачивает ее сумочку наизнанку, забирает деньги и уходит. Таков финал фильма.

Мне сложно рассуждать о нравах, царящих в школах депрессивной провинции. Я даже не понимаю, насколько реалистичен этот сюжет. Знаю, на севере в деревнях власть реально людей за людей не считает. Сам 12 лет прожил в Верховажском районе Вологодской области. В деревнях убитые дороги, полное отсутствие какой-либо коммунальной инфраструктуры, в магазинах лесопункта дешевые некачественные продукты (а зачем дорогие завозить, у людей же денег нет).

Самое страшное, что сам народ считает, что всё так и должно быть.

– Ну, ты губу раскатал, в лесопункте вам асфальт подавай, – пишет мне родная тетка. – Ты знаешь, сколько асфальт стоит? Где ж глава района столько денег возьмет? У нас в районе столько налогов не соберешь. А там живет всего 300 человек. Осенью дороги размывает? Ну, так стихия же. Что с ней делать?

Вот сижу и думаю, у людей из такой глубинки два выхода: либо бежать оттуда в большой город и вкалывать там лет до сорока, не разгибаясь, чтобы у тебя потом всё было, либо принять этот ужас глубинки как есть и считать, что всё так и должно быть. И не обращать внимания на местных царьков, которые на всём этим паразитируют.