Балет эпохи Григоровича называют «Золотым веком», своеобразным ренессансом. Может быть, оттого, что именно в это время были поставлены культовые для истории Советского государства спектакли.
Этот выдающийся человек возглавлял балетную труппу Большого театра в течение 34 сезонов. Это колоссальная и нагрузка, и ответственность, а в принципе – это эпоха.
Нельзя сказать, что Юрий Николаевич пришел на «выжженное поле» в Большой театр, что до этого ничего не делалось, потому что он принимал труппу от выдающегося балетмейстера и руководителя Леонида Михайловича Лавровского.
Очень интересно, и почему-то об этом никогда не пишут критики, что какое-то время в Большом театре параллельно в одном кабинете сидели два руководителя.
Фильм, который вы сегодня посмотрите, в день 93-летия Юрия Николаевича, был снят в то время, когда до окончания эпохи Григоровича было еще очень далеко. Это расцвет, как сейчас принято говорить, застоя, начало 80-х годов. Но с точки зрения искусства, по крайней мере, я знаю очень многих людей, которые очень сильно ностальгируют по тому времени, по тому Большому театру и по тому уровню исполнительского мастерства, который каждый день, на каждом спектакле являла труппа Большого театра.
Его балет «Щелкунчик» был поставлен в 1966 году, ушел он из Большого театра в 1995 году – и с 66-го по 95-й годы я был только тринадцатый исполнитель. Составы менялись очень редко. Даже в сам кордебалет, на любую партию попасть было невозможно, потому что порядок был необыкновенный. Никто никогда не брал больничный, никто не болел. Очень часто Юрий Николаевич отказывал даже любимым артистам в исполнении каких-то ролей.
Артисты обижались, много лет таили какую-то обиду, злобу, но как правило, каждый раз он оказывался прав. Случались моменты, когда артисты так или иначе прорывались в эти роли, исполняли в других городах – и оказывалось, что он действительно не давал их не просто так. В том Большом театре, с тем педагогическим составом, который был вокруг Григоровича, было понятие амплуа и оно никогда не нарушалось.
Во все драматичные и критичные вехи нашей страны, по центральному телевидению показывали балет «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича с потрясающим составом, с Натальей Бессмертновой и Александром Богатыревым. К сожалению, для многих простых людей, которые, может быть, жили очень далеко от Москвы, не могли себе даже представить, что существует Большой театр, что существует такое искусство, критические моменты истории ассоциируются именно с этими кадрами.
С другой стороны, в самый критический момент показывали самое большое достояние нашей страны – балет на музыку главного национального композитора Петра Чайковского «Лебединое озеро» – главная тема борьбы добра и зла, и к тому же в редакции одного из самых главных балетмейстеров страны.
Я знаю очень многих людей, которые по-разному относятся и к творчеству Юрия Николаевича, и к его личности. Но все признают масштаб этой личности. Противостоять ему было очень сложно, несмотря на то – а это надо отметить, – что Юрий Николаевич никогда не ответил ни одному своему хулителю. Он никогда не дал интервью, где бы он о ком-либо сказал нелицеприятно, хотя выпускались и книги, и статьи, и журналы, где о нем говорили и писали все, что хотели.
Это и есть потрет эпохи. Портрет человека, который сам является эпохой, очень много лет создавал эпоху вокруг себя и на сегодняшний день является одной из составляющих частей эпохи Советского Союза, той великой культуры, которую, к сожалению, сегодня мы во многом утратили.
Смотреть фильм «Балет от первого лица. Юрий Григорович» – ссылка