Найти тему
Разве нет?

Франсуа Рабле и актуальность его педагогических идей сегодня

Мудрая же, однако, поговорка: "всё новое - это хорошо забытое старое". Вот и сегодня я преподаю в школе, якобы следующей той или иной "современной" системе образования, а изучаешь и знакомишься с историями умных древних педагогов и понимаешь, что в сущности всё взято из старой педагогики, но выдают то за свои современные перлы, за свои идеи, это и печально, ну да ладно. Сегодня хотелось бы поведать ещё об одном педагоге и писателе.

Итак, крупнейший представитель литературы французского Возрождения, прославленный автор эпического повествования «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле родился 4 февраля 1494 года в поместье отца Девьньер, близ Шинона, Турень, во Франции (по другим источникам, он родился в 1483 году). 

В 1511 году Рабле поступил послушником во францисканский монастырь в Фонтене-ле-Конте. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право. Далее он посвятил себя обучению медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он стал врачом городской больницы в Лионе. Врачебную практику он совмещал с редактирование латинских трудов для издателя Себастьяна Грифа. Свободное время посвящал написанию юмористических памфлетов, критиковавших тогдашние порядки. В те времена Лион был крупным центром книжной торговли. На ярмарках можно было найти переделки средневековых романов о деяниях великанов и всевозможных чудесах (вкусы и пристрастия не сильно меняются от века к веку). Интерес к литературе побудил Рабле приняться за собственную книгу. 

-2

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье он опубликовал свою первую книгу под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля», ставшую потом второй частью обессмертившего его романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Два года спустя последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца героя предыдущей книги. Хранителями ортодоксальной догмы, в частности теологическим факультетом Парижского университета, книга была немедленно осуждена. Рабле был вынужден убрать со страниц книги несколько запальчивых выражений, вроде «Сорбонского осла». Вплоть до 1546 года Рабле писал мало: много времени отнимала у него работа над сочинениями, представленными на степень доктора медицины, которую он получил в 1547 году. 

-3

Третья часть книги, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была строжайше запрещена. Сатирический роман о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне, подвергал беспощадной критике многие человеческие пороки, не щадил современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивал, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывал все пороки католического духовенства, которые вызывали массовые протесты во времена Реформации. 

Педагогические идеи Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за её формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от своего происхождения, предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. 

Свои идеалы нового воспитания и обучения он выразил, описывая процесс воспитания героя романа. Весь день Гаргантюа распределён между занятиями, чередующимися с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский и еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». 

-4

Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Франсуа Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями — это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. 

Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого — духовное и телесное развитие личности. Он критиковал бесчеловечность и неэффективность догматического обучения в школе. Гаргантюа, герой романа, забывает всё, чему его учили богословы, как ненужный хлам.

Воспитатель-гуманист печется о том, чтобы сделать из юноши физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. 

Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает языки, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме; например, счету он учится, играя в карты. 

Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе и гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы о жизни. Вечерами юноша рассматривает звездное небо. В дождливые дни он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых и путешественников. Проводит много времени на природе. 

Франсуа Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье», дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал как кошка по деревьям: охотился, прыгал, фехтовал. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий, использования наглядных методов обучения, практического освоения ремесел. 

Франсуа Рабле вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки и медицину; в последние годы жизни был священником. Гуманистические педагогические идеи Рабле — особенно идея необходимости разностороннего развития ребенка, отказа от схоластики в обучении, важности физического воспитания и другие, — нашедшие отражение в его бессмертном романе, по настоящее время являются актуальными и оплодотворяют современную образовательную практику. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал первой европейской книгой для чтения, которая активно издается до сих пор. Идеи Рабле проложили путь для грядущего освобождения европейской школы от гнёта схоластики. Поэтому его, врача и писателя с полным правом можно отнести к числу крупнейших авторов-педагогов всех времен и народов. 

Умер Рабле 9 апреля 1553 года в Париже. Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора Святого Павла в Париже.