Найти в Дзене
Светлана Светлана

Школьные вести Нужно ли менять школьную программу по литературе?

Недавно В.В. Путин сказал, что нужно менять школьную программу по литературе. Я согласна, что нужно менять программу. И это связано не с развитием цифровых технологий. Дело в том, что современным детям не под силу прочитать объёмные произведения. Единицы прочитывают «Войну и мир» Л.Н. Толстого, «Отцов и детей» И.С. Тургенева, «Обломова» А.Н. Гончарова, «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова. Но ведь и раньше не все прочитывали эти произведения. Только раньше литературу сдавали устно, и тех, кто читал классическую литературу, было гораздо больше. Сейчас назвать Россию самой читающей страной нельзя. Наши дети всё читают в сокращённом варианте. Вряд ли можно судить объективно о произведении, не прочитав его полностью. Можно знать основной сюжет в таком прочтении, да и только. Поэтому и не могут наши дети анализировать произведения. А все изменения в ЕГЭ по русскому языку нацелены на то, чтобы проверить навыки анализа. В сочинении-рассуждении исключили литературные аргументы, вместо этого предлагается приводить примеры из прочитанного текста. Дают пять баллов за то, что ученик правильно приведёт примеры из предложенного текста по проблеме, прокомментирует их, свяжет их и сделает вывод. А что такое комментарий? Это оценка, разъяснение, толкование, которые не все умеют делать. При этом некоторые выпускники продолжают приводить примеры из художественных произведений. Вероятно, что учителя не всё правильно растолковали детям. В девятом классе на ОГЭ по русскому в 2020 году задания сформулированы так: «Пунктуационный анализ», «Синтаксический анализ», «Лексический анализ». Для наших детей это усложнение, потому что надо хорошо знать не только практику, но и теорию, а правила ученики не любят учить.

Приспосабливаясь к новым условиям, многие учителя русского языка и литературы, рекомендуют ученикам произведения небольшого объёма, потому что есть гарантия, что их прочитают. Уверена, что будет меняться школьная программа, и в этом виновато не только современное мышление школьников. Сама жизнь рано или поздно вносит коррективы в образование.