Марта. 10 лет.
Занимается в секции фигурного катания в Школе олимпийского резерва. Ежедневные изнурительные тренировки, выездные сборы. Показательные катания. Огромные деньги из семейного бюджета тратятся на спортивные костюмы и прочий антураж, щедро оплачиваются поездки на соревнования. На коньках девочка с пяти лет, но за годы подготовки ни одного призового места, в школе знаниями не блещет.
Почему так? На фигурное катание Марту отдала мама, которая в своё время тоже уверенно стояла на коньках, но олимпийской чемпионки из неё, к сожалению, не вышло. Все свои нереализованные мечты и грандиозные планы мама вложила в свою дочь, проча ей блестящую спортивную карьеру. А девочка не хочет заниматься, лёд ее не вдохновляет.
Пока другие юные спортсменки упорно работают, Марта предпочитает отсидеться на скамейке, чтобы лишний раз не делать то, что ей не нравится. В своём школьном рюкзаке Марта бережно хранит толстую потрепанную тетрадь, в которую пишет собственные стихи, но мама ее литературного творчества не одобряет.
Егор. 13 лет.
С шести лет ходит на бокс в городскую спортшколу. В его арсенале имеются самые навороченные аксессуары для спорта: профессиональные перчатки, специальная одежда, шлем, бинты, капа - все только от самых известных производителей. Но вот тренер Егора не хвалит, на соревнования его не выставляют - нет потенциала. Егор на тренировках просто присутствует без желания, выполняя волю своего отца, который мечтал с детства стать великим боксером, но ему это не удалось. А после ненавистных занятий Егор закрывается в своей комнате и «зависает» перед экраном телевизора - в образе героев игровой консоли он явный лидер, там он победитель.
Карина. 12 лет.
Пальцы левой руки у Карины покрыты грубыми мозолями, похожими на панцирь. Эти мозоли не проходят, смазывать кремом или удалять их нельзя, потому что Карина - домристка. Сухие подушечки на пальцах нужны, чтобы зажимать ими тонкие струны. С детства девочка мечтала играть на фортепиано. В двухкомнатной квартире инструмент поставить было совершенно некуда, а музыкальные занятия требовали постоянных домашних репетиций, поэтому Карину всё-таки отдали в музыкальную школу, но на класс домры. А вместо домры ей была куплена мандолина, она стоит дешевле.
Из самых значимых выступлений Карины - концерт в районном доме культуры в составе инструментальной группы. Сольных проектов нет, особого старания девочка не проявляет.
Олег. 12 лет.
По настоянию мамы, владелицы небольшой картинной галереи в спальном районе города, мальчик ходит в платную художественную школу. Огромные деньги тратятся на специальные кисти, краски, бумагу. В комнате стоит мольберт, но на нем вместо рисунков чаще всего висит школьная одежда.
Рисунков Олега нет на выставках, педагог, несколько лет пытающийся «поставить руку», лишь недоуменно покачивает головой - к сожалению, живопись мальчика не привлекает, на учебных занятиях он рассеян, теряет фокус и не проявляет должного интереса к процессу творчества. Мама непреклонна - ее сын должен стать великим художником, просто пока никто не может разглядеть его талант.
Таких примеров масса. Родители, в большинстве своём нереализованные «балерины», «скрипачи» и «художники», пытаются продолжить свои неисполненные желания в собственных детях, зачастую даже не понимая, а хотят ли эти мальчики и девочки приобщаться к «великому искусству».
Годам к 15-16 повзрослевшие дети, всячески сопротивляясь «культурному давлению» в семье, начинают выражать протест, и хорошо, если это просто будет отказ от ненавистных «развивающих» занятий, но иногда бывают и более серьёзные последствия: травмы, депрессии и абсолютное неповиновение своим родным «мучителям». А вовремя распознать отсутствие интереса или склонности к какому-либо виду деятельности - это и есть то самое мудрое родительское решение, так как против воли воспитать «гения», увы, невозможно.