Найти в Дзене
Оружейная комната

Остория отечесивенного танкостроения. "Вездеход"!!

Остория отечесивенного танкостроения. Первый построенный!

Всех приветствую!!!

Продолжаю тему истории нашего танкостроения. Сегодня расскажу про первый построенный опытный образец!!! Имя ему - "Вездеход"!

В 1914 году началась первая мировая война. Эта война отличалась применением технологичных для того времени видов вооружения. Появилась потребность в бронированной технике для прорывных действий. Появились предпосылки для построения техники, которая получила в дальнейшем привычное нам название - "танк".

В разгар боёв, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта бронированных машин. О первом из них я расскажу сегодня! Имя ему, как уже указано выше - "Вездеход". Создал его наш соотечественник - изобретатель А.А. Пороховщиков!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

13 января 1915 года Пороховщикову выделили на постройку 9660 рублей. К 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. 18 мая 1915 образец покинул мастерские, этот день и считается днём рождения танка.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первый в мире танк имел все основные элементы боевых машин. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями. При своей массе в 4 т. с экипажем из двух человек он двигался со скоростью до 25 км/ч. Несмотря на слабый двигатель в 10 л.с. он двигался вполне уверенноа, а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. К сожалению эти характеристики достигались только по твердой дороге. По рыхлому снегу всё сводилось на нет! В дальнейшем . Пороховщиков попросил выделить деньги на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с улучшенным бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В числе недостатков указывалось:

- невозможность одновременной боевой работы пулеметов в башне 

- отсутствие дифференциала у движителя

- проскальзывание резиновой ленты по барабану

Но самые главные недостатки - это его уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и пробивать оборону противника.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был немедленно принят на вооружение под маркой МК-1.

В следущей статье я расскажу о втором проекте, который разрабатывался параллельно с изобретением Пороховщикова!

Читаем еще.

Русские танки! С чего все началось!?