В дореволюционный период, на рубеже XIX и XX веков, в Петербурге носили шубы. Мода на меха относится именно к концу XIX столетия. До этого шубы были крытые сверху — тканью, сукном, а что внутри — никто особенно не разбирался. Мехом наружу [верхнюю одежду] сначала носило только простонародье. Иностранцы очень веселились и говорили, что русские люди косматые — в «длинном мехе» ходят. А на рубеже веков меха входят в моду, шубы начинают носить мехом наружу, ими начинают гордиться. Это становится по-настоящему модной одеждой.
Существовало и такое правило: в приданое для средней обеспеченности дамы обязательно нужен был каракулевый жакет. В браке она уже получает роскошный палантин и муфту. Но каждая дама покупала новые меха: они переходили по наследству. Но мы должны иметь в виду, что существовали очень четкие представления о том, в каком возрасте какой мех можно носить. Мода в это время была очень нормативная.
Конечно, меховое манто — это роскошь, а каракулевые шубы, понятно, были у богатых девушек. Те, кто победнее, носили воротники или шапочки из тех же мехов, а пальто — суконное. Гораздо доступнее для разночинных девушек, например, были палантины и муфты: каракулевая шапка, муфточка — вот и весь зимний наряд. Вообще, муфта — обязательная вещь, потому что это и перчатки, и сумочка, в которую можно было много чего положить. В моде были целые гарнитуры: например, воротник и муфта или шапочка и муфта.
Специальные меха предназначались и для траура — например, морской котик, шубы из которого дожили до советской власти. Шубы из морского котика получили большое распространение во время Первой мировой, потому что трудно было найти семью, в которой не было бы жертв этой войны.
От козы до белого медведя: какие меха были в моде и как их подделывали.
Меха стоили по-разному. Белка была довольно дешевым мехом. Жакеты из нее надевали уже осенью, когда становилось чуть прохладнее.
Самые теплые и дорогие меха — это наши северные звери: куница, горностай, лисы (особенно черно-бурые и белые серебристые, которые считались большой редкостью), песец (популярны были светлые песцы), соболь. Белый медведь, между прочим, тоже использовался в шубах.
А вот норка была непопулярна, в том числе потому, что это обитатель более теплых мест. Норка, барсук, росомаха — это менее теплые меха, которые стоили дешевле. Даже белка, хотя она много где водится, котировалась только из Сибири.
У мужчин было по-другому, потому что Петербург — город служивый, город мундира. Здесь носили мундирное платье и форменные шинели. Не только военные: свои форменные шинели были у студентов, гражданских чиновников. Помните «Шинель» Гоголя? Это же чиновничья шинель.
Поскольку их не шили в промышленном масштабе, заказывали сами по единому образцу. Они могли быть из дорогой или дешевой ткани — зависело от вашего кошелька. Надо сказать, что петербуржцы так привыкли к форменной одежде, что даже существовала верная примета: если мужчина в пальто [зимой], то это петербуржец. Москва ходит в шубах, а петербуржцы — во всяком случае, в начале ХХ века — приезжают в пальто, из-за чего над ними в других городах России все смеются и говорят, что это очень не по-русски и холодно.
Солдаты Красной армии воевали в лаптях, есть даже описание: холщовые штаны, барское пальто и феска на голове. Не было ничего, поэтому надевали то, что удавалось собрать по народу, — все вязанные вещи.
Была ведь еще традиция рождественских подарков: женщины много вязали в том числе для солдат, воюющих или раненых. Это всегда какие-то шарфы, свитеры, перчатки, шапки. Шубы переходили по наследству — их перешивали до бесконечности. Искусственные меха у нас появились позже, чем в Европе, в 1930-е годы. Сначала это была очень модная вещь, но она была в дефиците. Искусственные меха стоили дешевле, чем натуральные, с которыми тогда тоже было очень сложно.
[В советское время] носили всякие искусственные шубки, пальто с воротниками из искусственного меха. Шубы переходили по наследству — их перешивали до бесконечности. Иногда даже специально покупали шубы побольше размером, понимая, что это на всю жизнь и придется еще какие-то куски отрезать, что-то добавлять. Но такой экономный способ обращения с мехом был и до революции: никто шубы не выбрасывал, из них делали воротники, муфты и прочее. Все понимали, что мех — это ценность.