Найти тему
Серж Трепачевский

Типичные ошибки начинающих поэтов

Я не знаю, кто из поэтов начинающий, а кто не начинающий, но ошибки, о которых пойдёт речь, чаще встречаются именно у начинающих авторов. Да и ошибками их назвать можно не всегда. Скорее это современные негласные правила написания стихов.

1) глагольные рифмы

Сейчас в поэтической среде считается дурным тоном применять так называемые глагольные рифмы –

ходить-водить, лежать-скакать, и т.д., особенно если слова рифмуются только суффиксами, и такие рифмы встречаются в каждом четверостишье (катрене). Рифма получается бедной, не интересной. Это вовсе не значит, что глагольные рифмы не нужно применять, просто по возможности их следует избегать, а если вы решили их оставить, то постарайтесь найти интересную, необычную рифму.

2) банальные рифмы

Банальные рифмы – это рифмы встречающиеся наиболее часто, а потому не интересны.

Примеры банальных рифм – любовь-кровь-вновь, розы-морозы-слёзы-грёзы, вечность-бесконечность, море-горе, даль-печаль

Старайтесь избегать их, включите фантазию, и стихотворение заиграет новыми красками.

3) неточные рифмы

Неточные рифмы нельзя назвать ошибкой, иногда это делается поэтами специально, например диссонансные рифмы( условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные норов – коммунаров, слушать - лошадь) или

ассонансные рифмы( созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных. Ровно - поздно, звезда – трава)

Но чаще такие рифмы, особенно ассонансные, встречаются у начинающих поэтов в силу их лени. Вместо того, чтобы найти красивую точную рифму, они не заморачиваются, и пишут как получится, говоря – Я ТАК ВИЖУ.

А ведь можно, не теряя смысла, найти очень интересные варианты, особенно применив неравносложные рифмы(вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх, ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЛАДИть – руЛАДЕ, ПАПАхи – ПОПАхивая, и т.д.

4) повторяющиеся одинаковые слова

Чаще всего повторяются притяжательные местоимения и их производные - МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ, МНЕ, МНОЮ, ТЕБЕ, ТОБОЮ

В стихотворениях надо пристально следить за тем, чтобы было как можно меньше одинаковых слов. Ищите синонимы(есть синонимомайзеры онлайн и программы для подборки рифм и синонимов), ищите слова похожие по смыслу, переставляйте их порядок.

5) ужи в стихах

Многие поэты злоупотребляют междометиями - УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ… их, чаще всего, втыкают в те места произведения, где не хватает слога для складного ритма, опять же из-за лени или неспособности найти нужное по смыслу слово.

6) каки

Многие поэты, даже не новички, иногда допускают в стихах всевозможные каки.

Ты такая же, КАК И я – очень часто встречается

Ах, у ели, ах у ёлки, есть колючие иголки

Если вы не хотите попасть в просак, то пристально отслеживайте такие несуразности.

7) разные окончания

Поэт пишет стихотворение с женскими рифмами(на предпоследний слог), и вдруг в одном катрене рифмы становятся мужскими(на последний слог) или дактилическая(на предпредпоследний слог), стихотворение ритмически сразу ломается. Начинающие поэты часто грешат этим.

8) разное время

Бывает и такой огрех у поэтов, стихотворение пишется в прошедшем времени, и вдруг повествование начинает идти в настоящем или будущем времени. Если это не задумка автора, то, как правило, это ошибка.

9) много заглавных букв и восклицательных знаков

Некоторые поэты грешат тем, что у них неоправданно много слов с большой буквы, а особо впечатлительные авторы почти каждое предложение заканчивают восклицательным знаком.

Вот, друзья мои, вкратце моё мнение об основных ошибках начинающих поэтов.