…В наш электронно-цифровой век, появилось много новых, я бы сказал инновационных «относительно законных способов изъятия денег у населения». Благодарные ученики Остапа Бендера за прошедшее время не только значительно усовершенствовали его способы, но и придумали множество новых и интересных!
Я не буду упоминать всем известные, типа финансовых и сетевых пирамид; желающим «ухватить удачу за хвост» мои советы не нужны.
Я расскажу о базовых принципах, что позволят уберечься не только от существующих, но и от любых новых посягательств на ваш кошелек.
Принцип взаимоотношений с окружающим миром должен состоять не в следовании старой поговорке «доверяй, но проверяй», а новой, измененной: «никому не доверяй и всё проверяй». Тем, более что сейчас проверить что-либо не сложно. Главное – не ленится.
Советы состоят из трех частей:
1. Взаимоотношения с чужими людьми, которые от вас что-то хотят.
2. Взаимоотношения с малознакомыми и теми, кто хочет с вами познакомится.
3. Взаимоотношения со знакомыми, друзьями и родными, которые выходят на вас различными способами со странными просьбами без личного общения.
К первой части относится навязывание ненужных товаров или услуг. А поскольку, приставание на улице уже не имеет успеха, практикуются визиты на дом.
Запомните: государственные и муниципальные структуры никогда не устраивают обходов с целью навязать платные услуги! Все эти проверки водосчетчиков, качества воздуха и воды, перевод пенсионных накоплений в различные фонды и проч. является лишь рекламой коммерческих структур с навязыванием своих услуг. На религиозные секты, это распространяется также. Про продажу товаров – я уже не говорю.
Вообще – все непредвиденные визиты в квартиру от некоммерческих структур практически сводятся лишь к обходу полицейскими, сотрудниками МЧС (в случае ЧП в вашем доме/районе), агитаторами (перед выборами), либо… соседями по какому-либо вопросу.
Для многоквартирных домов с домофонами очень эффективна фраза: «А как вы сюда попали – я вам дверь подъезда не открывал!» (вариант: «Откуда вам известен код?»)
Её нужно произносить сразу же после открытия двери, пока человек не начал молотить заученные фразы. Громкий и строгий голос вмиг сбивает его; он начинает лопотать что-то, не идущее к делу. «Если у вас ко мне дело – будьте любезны вернуться к подъезду и рассказать в домофон о цели визита» – продолжаете вы, после чего закрываете дверь.
Для частных же владений эффективна собака во дворе (смайл)
Кроме визитов, существуют звонки, СМС и письма на электронную (или обычную) почту с неизвестных номеров или адресов.
Для всех них существует универсальный принцип: полное отсутствие мгновенного реагирования. От «Ваша карта заблокирована», до «Мама, я попал в аварию, переведи деньги». От «Вы выиграли автомобиль, нажмите ОК», до «Получите бесплатную кредитную карту».
Если сообщение вам лично не угрожает – просто проигнорируйте его. В случае угрозы (заблокированная карта, просьба о переводе денег и проч.) перезвоните в указанные структуры, проверьте счёт и т.д.
Введите в поисковик номер телефона – как с которого пришло сообщение, так и указанного в СМС. Не исключено, что вы увидите сообщения тех, кто ранее уже определил этот номер, как мошеннический.
Существуют ресурсы для определения владельца сайта. Введите туда его название и – вы узнаете много «интересного».
Если вы не давали объявлений в Интернете, то на звонки с неизвестных номеров, требующих перезвона (одна посылка вызова и сброс) не реагируйте никак.
В крайнем случае – пошлите СМС: «Вы мне звонили?» Если звонили с грязными целями – СМС не будет доставлена (не пройдет). Затем этот номер блокируйте.
Если поступил звонок о безадресном предложении товаров/услуг, не кладите трубку не дослушав, а спрашивайте: «откуда вам известен мой номер?» В ответ на сбивчивое блеяние строго накажите: «больше сюда не звонить!»
Бумажные письма интересны только те, где указан обратный адрес государственных или муниципальных структур. Письма с адресами сетевых распространителей и проч. подобные, а также вовсе без обратного адреса лучше выбросить.
Первая часть будет неполной без рассказа об отношении вообще к любой рекламе – её нужно строго делить на информационную (открылся новый магазин/парикмахерская/тренажерный зал и проч.) и товарную (новое лекарство со скидкой только сегодня в 99%, уникальный пылесос и т.д.). Для вас должна представлять интерес только первая. Ко второй – можете отнестись также как к информационной (что за пылесос рекламируют и нужен ли он мне?) Если товар заинтересовал – наведите справки, прочтите отзывы и спокойно примите решение. Разумеется, о том, чтобы немедленно ехать и покупать что-то по указанному адресу (или заказывать по телефону) не может быть и речи.
Вторая часть – правила общения с малознакомыми людьми, а также с теми, кто хочет с вами познакомится, или предлагает какие-либо услуги, или наоборот – о чём-то просит вас.
О нём нужно навести справки в Интернете – введя в поисковик его ФИО. Если человек не тот, за кого себя выдает, или вы нашли негативные отзывы о нём – мягко прекратите контакты (ссылка на занятость/болезнь, «сложно» дозвонится до вас и проч.). Не ругайтесь – его психическое здоровье вам неизвестно.
Если никаких упоминаний в человеке в Интернете нет вовсе – это повод насторожится. Таких категорий всего несколько: те, чьё положение в обществе не допускает публичности, те, чьи интересы ограничены бытом и Интернету не уделяется внимания (люди низкого социального статуса, жители труднодоступных мест, а также пенсионеры), а также те, чьё поведение именуют «девиантным».
На основании этого вы и должны построить (или не построить) с ним свое общение.
Вступать в финансовые отношения с людьми без постоянной регистрации (а уж тем более с гражданством другой страны), не имея сведений о его месте работы и биографии – вы можете только на свой страх и риск.
Все товары и услуги вы должны получать только от непосредственных участников процесса (хозяев, работников). Не стоит пользоваться услугами посредников: сейчас действует жёсткий и безусловный диктат покупателя, а не продавца. Вы без труда найдёте нужный товар или услугу самостоятельно – стоит проявить немного терпения и уделить время поискам наиболее выгодных предложений.
Крайне не советую давать в долг малознакомым: большинство из них берут не затем, чтобы отдать деньги в срок добавив к этому ресторан (или хотя бы бутылку шампанского). Самый оптимистический вариант – получить их без компенсации, спустя три срока после означенного, да и то при ежедневном напоминании. Некоторые практикуют старый трюк: занять немного и отдать точно в срок, чтобы потом занять значительно больше и – не отдать вовсе. Притом, что расписки вам не помогут: это лишь повод для суда присудить вам выплату через арест и распродажу его имущества судебными приставами. Процесс идет годами и оправдан лишь при солидной сумме долга. А занимают обычно не более средней зарплаты.
Не практикуйте панибратство – к настоящей дружбе это отношения не имеет и может послужить источником проблем в процессе общения.
Третья часть – отношение к нестандартным просьбам знакомых, друзей и родственников.
Тут совет всего один – любыми способами свяжитесь с ним и выясните, от него ли исходит эта просьба? Не смотрите на номер телефона или адрес почты – смартфон может быть потерян, а почта – вскрыта. Мало того, человек может быть уже мёртв. Не производите никаких действий, пока не услышите от него хотя бы одно слово!
Буду рад, если эти советы уберегут кого-то от противоправных действий.
© Борис Долгарев, 2019
Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!